700-летие преподобного Сергия в Коломне

30 апреля Коломна стала центром масштабного духовного торжества Московской епархии и всего Подмосковья — в этот день было положено начало широкому празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Центром праздника стал Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, который непосредственно связан с именем Игумена земли Русской. Преподобный сам основал эту древнюю обитель в 1385 г., в те дни, когда ходил мирить князей — Димитрия Донского и Олега Рязанского, жестоко враждовавших из-за Коломны. Они, некогда непримиримые противники, благодаря усилиям преподобного Сергия заключили мир, в возможность которого уже никто не верил, а гордый Олег смирился и признал себя «братом молодшим». Основанный им монастырь преподобный Сергий благословил, поставив игуменом своего ученика — Григория Голутвинского, чьи мощи находятся сейчас в подклете Богоявленского собора под спудом. Там же сохранились остатки белокаменного собора первоначальной постройки, называемые в народе «камушками преподобного».

Божественная литургия, которую совершил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, состоялась в монастырском храме, освященном в честь преподобного Сергия. Символично, что в этот день Владыке митрополиту, помимо викарных архиереев — епископов Видновского Тихона и Серпуховского Романа, сослужили игумены мужских монастырей Московской епархии. За богослужением молились: епископ Илиан (Востряков); епископ Балашихинский Николай; ректор Коломенской православной духовной семинарии епископ Зарайский Константин; а также благочинные всех церковных округов, настоятельницы подмосковных женских монастырей, дети и молодежь из Коломны и других городов, горожане — те, кто в этот будний день смог отложить труды и заботы ради участия в богослужении. Приехали на торжества учащиеся Дединовского кадетского корпуса «Орел», вот уже несколько лет окормляемого Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем. Были здесь и коломенские ребята — воспитанники военно-патриотического клуба «Пересвет». За Литургией пел хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева. Перед причастием в храме было зачитано Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

По окончании богослужения духовенство и молящиеся совершили торжественный крестный ход, неся юбилейную хоругвь с изображением преподобного Сергия, изготовленную специально по случаю нынешнего юбилея и освященную Святейшим Патриархом Кириллом 26 января в Храме Христа Спасителя в Москве. По завершении крестного хода Его Высокопреосвященство обратился к гостям праздника с приветственным словом:

«Возлюбленные братья архипастыри, дорогой отец игумен Варлаам, дорогие отцы игумены, настоятели обителей, матушки игумении, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Приходится поражаться, как каждое слово Священного Писания свидетельствует о великой Божией премудрости и правде. Например, слова „Праведники живут во веки“ (Прем. 5:15) ясно исполняются на личности преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Ведь как в нашей жизни бывает: пока жив человек, его помнят, провожают на кладбище, хоронят, а потом забывают все — и имя этого человека, и где он похоронен, и как бы с лица земли исчезает память о нем. Вот так происходит со всеми нами, земнородными и грешными, а праведники во веки живут. Семь столетий перед нами ясно предстоит образ подвижника, чудотворца — преподобного Сергия Радонежского. Мы помним его ведь не только из-за того, что сохранилась Троице-Сергиева лавра, а из-за того, что он великий молитвенник, чудотворец, он при жизни творил чудеса, вплоть до воскрешения умершего младенца, о чем нам известно из его жития. А сколько за 700 лет людей вдохновлялось его молитвами и его жизнью! Несмотря на то что наша Церковь переживала разные периоды в своей истории, никогда не исчезала из сердец людей память о преподобном Сергии Радонежском. И если в прошлом веке люди не могли публично выражать этой веры, то в своих семьях они воспитывали детей, говоря им о преподобном Сергии, и с теплом в сердце дети воспитывались, молясь этому угоднику Божию. Мы можем говорить о великой милости преподобного и в наше время, потому что по его молитвам восстановлены многие и многие монастыри и храмы. И этот монастырь, где мы сегодня совершаем богослужение, особенно согревает наши сердца при его посещении, потому что эта земля освящена стопами преподобного. Он благословил создать эту святую обитель, и хотя в истории были разные времена ее состояния, особенно в прошлом веке, она вновь расцвела благодаря многим и многим благотворителям, которые помогли нам восстановить порушенные святыни. Моей постоянной заботой является окончательное восстановление монастыря, потому что, к сожалению, до сих пор полностью не восстановлены его древние стены. Я благодарен настоятелю монастыря игумену Варлааму, который собирает людей доброй воли, благотворителей, дающих средства, и постепенно восстанавливаются эти стены и башни обители. Я уверен, что преподобный Сергий всем нам поможет, и тем, кто своими молитвами приближают это время, и тем, которые делятся своими жертвами. Не может такого быть, чтобы этот древний монастырь преподобного Сергия не был полностью восстановлен.

Я хотел бы сердечно всех вас поприветствовать, возлюбленные, и поблагодарить за то, что вы собрались в этот день, чтобы помолиться преподобному. Мы избрали Коломну для проведения в семинарии конференции, посвященной преподобному Сергию, а я в этом году совмещаю в Коломне с памятью преподобного Сергия и праздник Святой Пасхи. Поэтому сегодня, в нашем Богоявленском соборе монастыря будет праздничный пасхальный концерт, организованный силами нашего духовенства и студентов, под управлением священника Сергия Голева. Песнопения на концерте будут исполняться и в память преподобного Сергия Радонежского. Мне хотелось бы сегодня выразить вещественно свою благодарность тем, кто усердно осуществляют свое служение. Я еще раз горячо и сердечно поздравляю всех вас с юбилейным годом в честь преподобного Сергия Радонежского. Праздничные торжества состоятся в каждом приходе, в каждом монастыре. А в конце лета у нас будет большое торжество на Дмитровской земле, потому что Николо-Пешношский монастырь полностью освобожден и отреставрирован, и там Святейший Патриарх Кирилл 24 августа совершит Божественную литургию на монастырской площади. Так что все, кто захотят паломничать в Николо-Пешношский монастырь, будут нашими дорогими гостями. Христос Воскресе!»

Сердечно поблагодарив всех, кто потрудился и продолжает трудиться над восстановлением благолепия древней обители, Владыка вручил награды: игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря Варлаам (Горбунов) был награжден медалью Московской епархии «За усердное служение» II степени, братия монастыря, его благотворители и благоукрасители были награждены благословенными грамотами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

В час дня в актовом зале Коломенской православной духовной семинарии состоялась конференция, посвященная празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

С приветственным словом выступила министр образования Московской области М. Б. Захарова:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Уважаемые участники конференции!

Я искренне благодарю вас за возможность принять участие в работе форума, который проходит в замечательный для нашей страны год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского на святой Коломенской земле. Значение личности Сергия для нашей истории невозможно переоценить, и вся история нашей страны делится на период до него, до сражения на Куликовом поле, и после этого. Василий Осипович Ключевский так описал эмоциональное состояние русского народа: «Это было одно из тех бедствий, которое приносит не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвое оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. Что же хуже? Ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после него. В Куликовском летописном цикле этот исторический момент передан очень драматично. Московский князь Дмитрий Иванович обращается к Сергию с вопросом: „Что делать?“ И получает ответ: „Русь защищать!“ Наши предки отправились на Куликово поле жителями одного из улусов Золотой Орды, а вернулись — россиянами. И не было тогда средств массовой информации, не было таких понятий, как пиар и общественное мнение, но был духовный авторитет, которого можно было добиться только великим самоотречением, служением людям нравственным примером. В наше время стали модными интернет-голосования на тему о том, кого следует считать самым великим правителем Руси, самым великим политиком, самым великим полководцем. Результаты таких опросов зачастую бывают очень странными. Этот сигнал для нас, педагогов. Дети, молодежь получают знания не из добросовестных источников, а из тех, кто может легче заинтересовать и привлечь внимание». М. Б. Захарова по долгу своей работы говорила о том, сколь велико значение примера преподобного Сергия в образовании и воспитании детей, приводила примеры исследовательских работ школьников, выполненных к юбилею святого. Завершая выступление, Марина Борисовна пожелала всем участникам конференции творческих успехов.

Первым в повестке конференции был представлен доклад ректора Московского государственного областного социально-гуманитарного института, депутата Московской областной думы и бывшего преподавателя семинарии, доктора исторических наук, профессора А. Б. Мазурова — «Коломна в эпоху преподобного Сергия Радонежского». Ярко и живо, с наглядными иллюстрациями рассказал он о жизни среднего русского города времен позднего монгольского ига: проникновение чужеземной речи и обычаев в русскую культуру, массовое обнищание, ожесточение народа, религиозное давление (принявшие ислам монголы хотели исламизировать и подвластные им народы). Поэтому и монашеское житие общины преподобного Сергия, согласно летописи, это «житие тесное, житие скромное». Среди иллюстраций к докладу была миниатюра «Обрушение Успенского собора». Драматичное событие произошло в Коломне незадолго до Куликовской битвы, но не остановило князя. Завершил свой доклад Алексей Борисович рассуждением о роли личности в истории на примере преподобного Сергия, который родился и возрастал в очень тяжелой обстановке, но его духовная деятельность изменила жизнь Руси в лучшую сторону.

С докладом А. Б. Мазурова перекликалось выступление кандидата богословия, проректора по научной работе КПДС, иеромонаха Тимофея (Ясеницкого) — «Миротворческая деятельность преподобного Сергия Радонежского». Здесь также был дан исторический фон жизни великого игумена, приведены многочисленные примеры примирения князей.

Кандидат богословия, председатель Епархиальной богослужебной комиссии игумен Иоанн (Самойлов) рассказал о преподобном Сергии как о русском идеале святости, а кандидат богословия иеромонах Павел (Коротких) — о певческих традициях Троице-Сергиевой лавры, показав фотографии древних рукописных и печатных певческих сборников, хранящихся в лаврской библиотеке.

Среди выступавших на конференции были и семинаристы: студенты 3 курса Глеб Пахачев («Образ преподобного Сергия Радонежского в русской культуре») и Виталий Куклев («Ученики и последователи преподобного Сергия на земле Подмосковья»).

Завершило конференцию выступление митрополита Ювеналия.

«Уважаемые участники конференции! Собравшись сегодня в стенах нашей епархиальной духовной школы, мы вносим свой вклад во всероссийское празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Подмосковная земля — родина преподобного — богата многообразными историческими свидетельствами его духовного подвига. Поэтому вполне естественно нам обратиться и к личности этого святого, и к плодам его трудов, и к тому, как на протяжении столетий сохранялась потомками благоговейная память об Игумене земли Русской.

Если попытаться в нескольких словах охарактеризовать жизненный путь преподобного Сергия, то получится, наверное, так: ведомый верой, он смиренно трудился во славу Бога и на благо ближнего. Оказавшись современником бедственных событий отечественной истории, он был свидетелем не только разрушения государственности на Руси, но и глубокого упадка, размывания духовных основ самой жизни народа. Святой в этих условиях не стал выступать с обличительными проповедями и поучениями, обращенными к современникам. Он начал преобразование окружающей действительности с самого себя, следуя словам Спасителя: „кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною“ (Мк. 8:34).

Послушливый и любвеобильный сын своих родителей, преподобный самоотверженно исполнял свой долг перед отцом и матерью, научивших его вере и благочестию. Исполняя завет послушания, заботился о них столько, сколько это было необходимо. Получив возможность уединиться в лесной чаще, предался молитве и трудам по созданию обители, которой со временем Бог судил стать духовным центром всей Русской земли.

Тихий свет доброты и жертвенности привлекал к святому множество последователей. По слову апостольскому, благовествование Христово в преподобном показало себя как „сила Божия ко спасению всякому верующему“, как „правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет“ (Рим. 1:16–17).

До нас не дошли проповеди святого Сергия Радонежского, не оставил он и богословских творений. Однако житие преподобного доносит до людей ХХI века образ, который не только смог много веков назад поднять с колен народ, измученный иноземным владычеством, но и сегодня способен показать истинное предназначение человека. Тем самым значение преподобного Сергия выходит далеко за рамки конкретной исторической эпохи. Его подвиги открывают для нашего назидания целый ряд духовных истин. Прежде всего, это свидетельство о том, что через обращение ко Христу и следование Его заповедям достигается возрождение духа народного.

Будучи обитателем пустыни, ведя уединенный и молитвенный образ жизни, святой Сергий, тем не менее, своим примером показывает неопустительность для каждого христианина исполнения тех заповедей Спасителя, которые открывают врата Царства Небесного ищущим его: „алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне“ (Мф. 25:35–36). Оказание ближнему милости, благодаря преподобному, становится тем общенациональным идеалом, который стал мощной силой, способной проложить путь к восстановлению народного духа, к консолидации Русского государства. Мы вправе говорить, что святой Сергий был не только основоположником средневекового духовного возрождения Руси, но и ваятелем народного характера, в котором соединились православные вера и благочестие с русскими национальными чертами.

Преподобный Сергий — наставник множества подвижников, а через них монастырей, ставших центрами духовного просвещения, культуры и образования на необъятных просторах Руси. Это была народная школа жизни, о которой Василий Осипович Ключевский писал так: „Мир смотрел на чин жизни в монастыре, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие… Украдкой западая в массы, это влияние вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека“.

Преподобный Сергий — молитвенник за Отечество. Подтверждение этому находим не только в его духовном водительстве по отношению к великому князю Димитрию Донскому и благословении ратников на сражение на Куликовом поле. Святой радел и о преодолении княжеских междоусобиц, по поручению высшей церковной власти участвуя в замирении строптивых властителей уделов. Преодоление внутренних и внешних опасностей ради укрепления государства было для него очевидным условием народного благоденствия. Покинув земную юдоль, преподобный по-прежнему молитвенно предстательствует за свою Родину и народ. Пример тому героическая защита монашествующими и мирянами основанного им Свято-Троицкого монастыря в Смутное время. Сегодня преподобный Сергий остается для нас примером того, что православному христианину должно не устраняться от общественной жизни, но иметь горячее сердечное и молитвенное попечение об ее мирном и целесообразном благоустроении. Интересно, что в начале ХХ века, накануне горестных испытаний, посетивших Россию, деятели отечественной культуры предпринимали попытки глубокого осмысления образа преподобного Сергия как образца деятельной русской святости.

В противопоставление увлечению богатством и комфортом, известностью и почестями, с особой яркостью встает перед глазами суровый и сдержанный лик преподобного Сергия, проводившего свои дни в сугубой скудости и воздержании, всемерно уклонявшегося от почестей и славы. Смиренно снося нестроения в отношениях с братией, святой почитал для себя главным в положении начальствующего жертвенно исполнять евангельские слова: „больший из вас да будет вам слуга“ (Мф. 23:11), тем самым преподавая нравственный урок поколениям разных эпох.

Господь особо ущедрил преподобного Сергия дарами Своей благодати. Мы знаем из жития о том, что святой совершал чудеса, в том числе воскрешения умершего и изведения источника в безводной местности. Он сподобился дивных видений при совершении Божественной литургии, а также явления Пресвятой Богородицы, Которую особо почитал. Перед нами образ подвижника, который был не только примером высокой нравственности и общественной ответственности, но, прежде всего, образцом стяжания даров Святого Духа, истинной жизни во Христе.

На Подмосковной земле с любовью сохраняется память об Игумене земли Русской. Это особенно ощущается здесь в Коломне, в Старо-Голутвином монастыре, основанном самим преподобным. В память об этом событии в обители установлен памятник святому.

Московская епархия к дню нашей сегодняшней конференции опубликовала сборник, рассказывающий о почитании у нас преподобного Сергия и посвященный 700-летию со дня его рождения. Из этой книги можно узнать о Сергиевских храмах и чтимых образах святого, о том, как, несмотря на тяжкие испытания минувшего столетия, православный народ почитал великого подвижника, прибегая к нему с просьбой предстательства перед Престолом Божиим.

Преподобный Сергий с детства стремился к знаниям, ценил ученость, а потому является покровителем всех учащихся, в том числе и семинаристов. Хочу пожелать, чтобы посвященная ему конференция прошла в нашей Коломенской духовной школе успешно, была интересна и содержательна».

На выходе из актового зала все участники конференции получили на память книгу «Земной ангел и небесный человек», изданную к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. В ней помещены доклады конференции.

Празднование завершилось пасхальным концертом в Богоявленском соборе монастыря с участием хора духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева, молодежного хора Георгиевского собора города Одинцово под управлением Павла Карпова и Ушаковского хора мальчиков и юношей Успенского храма города Красногорска под управлением Надежды Зининой.

Открывая концерт, Его Высокопреосвященство сказал:

«Дорогие братья архипастыри, благочинные, настоятели и настоятельницы монастырей, братия и сестры.

У меня сложилась традиция, что на Пасху я обязательно посещаю Коломну и, конечно же, совершаю праздничное богослужение, а вечером бывает концерт. Я посмотрел на наши творческие силы и подумал, что мы уже созрели для того, чтобы показать свое искусство и гостям, и жителям Коломны чисто нашими церковными силами. Наш регент — отец Сергий Голев уже завоевал известность. Он ездил в Бари, и снова собирается туда с большим хором на день святителя Николая. Сегодня мы совместили и пасхальный праздник, и концерт, и праздник преподобного Сергия. У нас это не единственное мероприятие, посвященное преподобному Сергию, в течение 2014 года. Я уже говорил о том, что в каждом монастыре и приходе, в каждой воскресной школе проводятся различные мероприятия, посвященные этому святому, потому что это великая личность воспитывает дух народа. Сегодня в Сергиевском храме мы совершили Литургию с настоятелями наших монастырей, два Владыки и восемь настоятелей-игуменов мне сослужили, и пел наш прекрасный хор. Сейчас только что мы закончили конференцию, посвященную преподобному Сергию. И хочу заранее сообщить и пригласить вас: 24 августа Святейший Патриарх приедет в Московскую область, и в Николо-Пешношском монастыре будет совершена патриаршая служба, и за этим богослужением будет этот наш хор. И хоть он и большой, но он будет еще в несколько раз увеличен, усилен, и будет совершаться молитва преподобному Сергию во главе со Святейшим Патриархом. А сегодня мы приглашены на пасхальный концерт, и я надеюсь, что он вам понравится, и вы духовно отдохнете. Христос Воскресе!»

Хористы, певческое мастерство которых коломенцы уже могли оценить в день памяти святителя Филарета 2 декабря 2013 г., исполняли духовные песнопения Пасхи и посвященные преподобному Сергию (в том числе и авторства иеромонаха Нафанаила (Бочкало), о котором говорилось на конференции), а также музыкальные произведения XX века. Поскольку через несколько дней предстояло празднование Дня Победы, исполнялись хорошо известные старшему поколению песни: «На безымянной высоте», «В землянке», «Поклонимся великим тем годам». Завершился концерт духовным песнопением — «Тебе Бога хвалим» в обработке Бортнянского.

После концерта Его Высокопреосвященство еще раз поблагодарил всех, кто принял деятельное участие в торжествах, открывших празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Подмосковье — родном крае святого.

Следующая статья
Паломничество в Бари
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)