Музей и Церковь: формы взаимодействия на примере Спасского храма усадьбы «Мураново»

Во время существования СССР некоторые из неоскверненных православных храмов входили в состав музейных комплексов. На примере работы прихода Московской епархии рассмотрим, как могут выстраиваться взаимоотношения Церкви и учреждений культуры.

Летом 1998 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий подписал указ о возобновлении богослужений в церкви Спаса Нерукотворного музея-заповедника Усадьбы «Мураново» им. Ф. И. Тютчева. Церковь была приписана к храму Страстной иконы Божией Матери в деревне Артёмово, настоятелем которой я был назначен.

Церковь Спаса Нерукотворного была построена в 1878 г. по проекту академика А. А. Зборжевского, выпускника Московского дворцово-архитектурного училища. Устроителем и благоукрасителем ее был Иван Фёдорович Тютчев, сын известного русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

На протяжении пятидесяти лет церковь была центром усадебной жизни. Сейчас трудно представить Мурановскую усадьбу без церкви и колокольни, настолько органично они входили в архитектурный ансамбль.

Некоторые священники, служившие в Спасской церкви, причислены к лику святых. Священномученик иерей Иоанн Добросердов, впоследствии архиепископ Можайский Димитрий, расстрелян на Бутовском полигоне.

В маленькой усадебной церкви дважды служил епископ Трифон (Туркестанов), болгарский митрополит Климент (Друмов).

В храме бывали: прмч. великая княгиня Елисавета Феодоровна (Иван Фёдорович был чиновником особых поручений при ее супруге — московском генерал-губернаторе Сергее Александровиче Романове), известный церковный писатель Евгений Поселянин (Погожев) (расстрелян в 1931 г.), московский губернатор, генерал В. Ф. Джунковский (расстрелян на Бутовском полигоне).

В конце 1920-х гг. храм был закрыт и разделил судьбу тысяч церквей и монастырей нашей страны в ХХ в. В храме располагалась хозяйственная лавка, затем овощное хранилище, зернохранилище, фондохранилище, выставочный зал.

Спустя 70 лет, 29 августа 1998 г., на праздник Спаса Нерукотворного в храме состоялась первая Божественная литургия. Директор музея-усадьбы В. В. Пацюков прекрасно понимал, что оживить музейную жизнь можно лишь действующей церковью. С этого времени музейные мероприятия — конференции, «Мурановские чтения», выставки, фольклорные праздники — проходят с благословения священника. Священник часто принимает участие в совместных научных мероприятиях.

По отрывочным воспоминаниям потомков Тютчевых, редким фотографиям внутреннее убранство храма удалось восстановить. Достаточно точно воспроизведён иконостас.

Свое место нашла и неканоническая живописная икона «Спаситель на Кресте» И. А. Астафьева. Эта икона была написана художником специально для мурановского храма в начале XX в. При разграблении храма ее забрали Тютчевы, и более семидесяти лет она хранилась у них. Незадолго до смерти, в 2004 г., Николай Васильевич Пигарёв, правнук знаменитого поэта, передал икону в церковь от имени потомков.

С возобновлением церковной жизни возобновилась и традиция служить панихиды
в дни памяти владельцев усадьбы и их близ-
ких родственников. Вечная память возглаша-
ется великим русским поэтам: Ф. И. Тютчеву
(+28.07.1873), Е. А. Боратынскому (+12.07.1844), как строителю главного усадебного дома, И. Ф. Тютчеву (+27.05.1909), как устроителю и благоукрасителю храма.

Большинство научных сотрудников музея стали активными прихожанами и принимают горячее участие во всех праздничных мероприятиях.

В день празднования Корсунской иконы Божией Матери, 22 октября, икона приносится в храм для поклонения верующих, а после Литургии и праздничного молебна крестным ходом уносится в дом. Эта икона была особо почитаемой в семье Тютчевых. Была явлена в XVIII в. А. В. Остерман, в доме которой воспитывалась мать поэта Тютчева — Екатерина Львовна.

Дважды в год на богослужение приносится икона-портрет преподобного Серафима Саровского. Тютчевы особо почитали этого святого, он был семейным покровителем нескольких поколений их семьи. Неслучайно музей открылся 1 августа 1920 г., накануне дня памяти преподобного.

В день рождения музея вокруг главного усадебного дома совершается крестный ход. Колокольный звон, оглашая окрестности, приглашает многочисленных гостей музея присоединиться к праздничному крестному ходу.

В 2003 г. я был назначен ответственным за пастырское окормление военнослужащих Софринской бригады ВВ МВД России. Для посещения музея и церкви приглашали военно-
служащих срочной службы. Свое знакомство с музеем, парком, источником они обычно заканчивали в трапезной храма, где после чаепития получали маленькие подарки.

Нынешний директор музея И. А. Комаров много внимания уделяет программе «Музей — Армия — Церковь». Ежегодно разрабатывается цикл лекций на военно-патриотические темы, которые читают перед военнослужащими научные сотрудники музея.

Священники церкви Спаса Нерукотворного являются музейными сотрудниками, я возглавляю сектор «Домовая церковь». Это дает возможность ознакомиться с фондами музея, архивом, мемориальной библиотекой.

Пользуясь книгами научного архива «Материалы, к зонам охраны усадьбы „Мураново“ 1988», удалось восстановить в близлежащих окрестностях забытые святыни и источники: церковь великомученика Никиты в деревне Горенки, церковь св. Иоанна Воина в деревне Мартьянково, храм Архангела Михаила в деревне Данилово.

Музей и церковная община могут тесно сотрудничать в поисках сохранившихся исторических святынь данной местности, материалов, связанных с жизнью пастырей, служивших в храмах музейных комплексов.

На сегодняшний день благодаря тесному сотрудничеству нашей церковной общины и коллектива сотрудников музея удалось определить имена людей, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь в Пушкинском районе Московской области.

Одной из форм сотрудничества музея и Церкви является совместная духовно-просветительская работа среди молодежи. Музей и домовый Спасский храм регулярно посещают учащиеся учебных заведений Москвы и Московской области, воспитанники детских домов, военно-патриотические клубы, воскресные школы. В трапезной храма, расположенной в подклете церкви, проводятся встречи и чаепития с гостями музея. Во время таких встреч представители молодого поколения имеют возможность пообщаться со священником в непринужденной обстановке. Они могу задать пастырю свои вопросы, услышать от него напутствия. На встречи стараемся пригласить исполнителей духовной и патриотической песни.

Усадебный храм является действующим приходским храмом Московской епархии. Но в то же время храм доступен для экскурсионного обзора паломнических, туристических групп. Это прекрасная возможность для церковной общины помочь посетителям соприкоснуться с историей православных святынь. Имея на приходе экскурсовода-катехизатора, можно в доступной и понятной форме рассказать посетителям об основах православной веры.

Говоря о сотрудничестве церковных общин и музейных коллективов, необходимо отметить совместную работу по возрождению православных храмов, входящих в состав музейных комплексов, осуществлению необходимого ремонта и реставрации. Музейные специалисты, обладая необходимым опытом, могут помочь правильно организовать процесс восстановительных работ. Благодаря профессионализму музейных работников удалось восстановить первоначальный вид внутреннего убранства домового Спасского храма.

Хочу отметить как форму взаимодействия музея и Церкви проведение совместных мероприятий в дни престольных праздников музейных храмов, в памятные дни, связанные с историей музея.

На протяжении 15 лет престольный праздник Нерукотворного образа Христа Спасителя проходит при участии коллектива музея и потомков владельцев усадьбы, наследников семей Тютчевых и Боратынских.

Еще одной точкой соприкосновения учреждений культуры и церковных общин являются совместные издательские проекты. Совместно с музеем подготовлено несколько фильмов о Мурановских святынях и духовных традициях уникального уголка Подмосковья.

Игумен Феофан (Замесов)

Следующая статья
Военно-патриотический клуб в селе Горы
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)