Ответы на вопросы читателей

Предыдущая статья
Вести из благочиний

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, как часто можно причащаться во время Светлой седмицы и как при этом нужно поститься, ведь принято же разговляться в эти дни?

Пасхальное время — это время радости о Воскресшем Христе. Время особое, точно также как и Великий пост, который вырывает нас из обыденной церковной жизни: в храме служатся особые великопостные богослужения, на буднях не совершается Божественная литургия (кроме среды и пятницы, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров).

Помните слова Екклесиаста: «Всему свое время <…> время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться: время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еклл. 3:1–5)? Есть пост, когда Церковь как бы отлучает нас, грешных, от Причастия; а есть Пасха, когда причащаться мы можем каждый день! В течение Светлой седмицы христианину следует приступать к Чаше ежедневно, даже невзирая на то, что в эти дни он вкушает мясную пищу, принятие которой предписано Уставом.

Такая особая благодать и радость ежедневного Причастия призвана нам напомнить, что в конечном итоге не мы заслуживаем возможности причаститься Христа своими добрыми делами, вычитыванием молитв и многодневным воздержанием от пищи, но Сам Господь все сделал за нас и для нас, победил смерть, дал нам жизнь вечную и самое большое, что мог нам оставить — Свои животворящие Тело и Кровь! Мы стараемся по мере сил послужить Богу, хоть как-то пострадать за Христа. Но в конечном итоге к Причастию приготовиться в полной мере мы не сможем никогда, и только потому, что Воскресший Христос нас любит, мы с вами дерзаем подходить к Чаше.

Поэтому не будем искушаться во дни особой пасхальной радости, посреди нас Воскресший Христос: «…могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9:15). Если хотите причаститься, то важно ваше присутствие на богослужении, домашняя молитва словами Пасхального канона и невкушение пищи в сам день Причастия, то есть после полуночи есть уже ничего нельзя. В остальное время пасхальной радости можно вкушать мясо, куличи и запивать молоком — пожалуйста!

Вопрос о допустимости к Причастию «без должной подготовки» правомерен для людей, которые впервые приходят в храм в эти дни, никогда не соблюдали пост в среду и пятницу и не причащаются регулярно Святых Христовых Таин. Хотя и о таковых слышим в пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста: «Кто благочестив и боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа -
с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует… Итак, все-все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду».

Интересно, откуда взялась традиция на ночной пасхальной службе священникам переоблачаться в облачения разных цветов и какой в этом духовный смысл?

Духовенство начинает пасхальное богослужение в белых облачениях. Свет Христов осиял вселенную, от Гроба Христова лучится свет Воскресения. Господь принес свет спасения и жизни будущего века для каждого из нас, воссиял в аду. Продолжается Пасха уже в красных облачениях — это цвет, символизирующий любовь Бога к роду человеческому и особую пасхальную радость.

Существует традиция, согласно которой священнослужители во время Пасхального канона начинают переоблачаться в облачения всех цветов радуги, каждое из которых имеет свою особую символику и используется в те или иные дни церковного года. А сегодня, на Пасху, все эти облачения предстают перед нашим взором. На каждой песне Пасхального облачения батюшка появляется на солее в облачении нового цвета и обращается к нам велегласно: «Христос Воскресе!» Здесь можно усмотреть некоторый литургический смысл. Святитель Григорий Богослов говорит следующие слова: «Пасха! Господня Пасха! и еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир» (Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху). Священник переоблачается в облачения разных цветов — разных праздников, потому что Пасха превосходит и вмещает в себя все церковные праздники года (1 Кор. 15:14).

Мы повенчались в прошлом году на Красную горку. Я думала, что если повенчаться именно в это особое время, то и семейная жизнь будет счастливой. А мы с мужем все больше отдаляемся друг от друга, ругаемся. Почему же это не работает?

Потому что совершенно не важно, в какое время вы повенчались, крестились. Человек приходит в Церковь только по одной причине — встретиться со Христом и впустить Его в свою жизнь. В какое время это сделать, значения не имеет, — лучше прямо сегодня!

Так вот, вы с мужем поженились и очень любили друг друга. Свой союз вы скрепили перед Богом, ваш брак зарегистрирован отныне на Небесах. Но это не значит, что счастье семейное будет у вас выстраиваться автоматически. Любовь растет, как дерево: нужно ее поливать взаимным прощением, удобрять послушанием и освещать солнцем жертвенной любви. Если этого не делать — дерево начнет засыхать и умрет. Очень часто мы не хотим работать над собой и жертвовать собой ради своей любви: «Ах ты так? А я тебе вот так!». Потерпеть никто не хочет. Получается потребительская любовь!

Венчавшись, вы с мужем попросили Христа быть посреди вас, быть главой вашей семьи. Так вот и просите у Бога любви: «У нас-то ее не хватает» Молитесь Ему, причащайтесь с мужем Тела и Крови Спасителя, учитесь просить друг у друга прощения, чтобы солнце не зашло во гневе вашем (Еф. 4:26), и спешите вместе на исповедь, чтобы попросить прощения у Бога. Учитесь любить у Самого Христа, назидаясь Святым Евангелием: Христос так любил учеников, что разъяснял им притчи, день и ночь неустанно проповедовал им, Сам готовил пищу и умывал ноги им; в конце концов, пострадал на кресте за всех нас и даровал жизнь вечную. Должен ли Он был это делать? Конечно, нет! Но Бог есть любовь! А вы? Вы тоже никому ничего не должны, но вы ведь любите мужа, и он любит вас, поэтому жертвуйте друг для друга неустанно, ибо только отдавая, мы получаем.

Если будете жить вместе со Христом, тогда и венчание ваше начнет «работать», и вам самим будет легче работать над собой. Помните, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9).

Скажите, можно ли хоронить человека на Пасху?

Пасха — это праздник победы над смертью. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13–14).

Хоронить на Пасху человека можно. Более того, считается, что человек, который сподобился умереть в эти особые пасхальные дни, отправляется в Царствие Небесное. Не потому, что, умерев на Пасху, он автоматически обретает спасение, а потому на Пасху и умер, оттого что вел праведную жизнь и старался (быть может, и в сердце лишь своем) стремиться к Богу. Даже молитвословия о душе такого человека особые — по пасхальному чину.

А вот посещать кладбища и совершать панихиды во дни Светлой седмицы не принято. Для этого есть особый день — Радоница, который специально установлен во вторник после Светлой седмицы. Именно в этот день мы стремимся поделиться с усопшими радостью о Воскресшем Христе.

Подготовлено клириками
Спасского храма села Андреевка
Солнечногорского благочиния

Следующая статья
К юбилею Смоленского храма в селе Софрино
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)