Первосвятительский визит в Подольск

25 октября 2013 года, в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил визит в Московскую епархию. В этом году честь принимать Предстоятеля Русской Православной Церкви выпала городу Подольску, в Троицком соборе которого Его Святейшество совершил Божественную литургию.

У врат собора Святейшего Патриарха встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый заместитель председателя Правительства Московской области Л. Н. Антонова, приветствовавшая Его Святейшество от лица губернатора А. Ю. Воробьева, глава городского округа Подольск Н. И. Пестов, иерархи, духовенство, множество детей.

Святейший Владыка поклонился чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери, которая находится в этом храме и особо почитаема подольчанами.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Можайский Григорий; епископ Илиан (Востряков); епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховский Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Москве; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления, настоятель Свято-Троицкого собора; протоиерей Олег Сердцев, благочинный Подольского церковного округа, настоятель Воскресенского храма Подольска; духовенство Московской епархии.

За богослужением молились первый заместитель председателя Правительства Московской области Л. Н. Антонова, глава городского округа Подольск Н. И. Пестов, благочинные Московской областной епархии, игумении подмосковных монастырей, учащиеся воскресной школы и православной гимназии при Троицком соборе.

Богослужение транслировалось на монитор, установленный на площади перед собором, и множество людей, которых не вместил храм, смогли стать участниками торжественного богослужения. Пели два хора — Троицкого собора под управлением К. А. Краюшкина и воскресной школы (регент С. А. Курдюмова).

За богослужением Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Димитрия Сафонова, заведующего сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Проповедь перед Причастием произнес священник Александр Сербский, благочинный Чеховского округа, настоятель Зачатьевского храма города Чехова. По окончании Литургии Первосвятитель совершил молитву пред чтимым Иерусалимским образом Божией Матери.

Затем митрополит Ювеналий обратился со словом приветствия к Святейшему Владыке: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Позвольте от лица духовенства Московской епархии, монашествующих горячо, от души поздравить Вас с праздником и поблагодарить за Ваш Первосвятительский визит!

Для жизни Церкви этот визит смело можно назвать историческим. Свидетельством тому является наше воспоминание о том, как в 1921 году Первосвятитель и исповедник Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон совершил в этом соборе всенощное бдение и Божественную литургию, и его благословение и молитва явились фундаментом приходской жизни, непобедимым знаменем этого собора. Можно вспомнить, как в местной газете в 1929 году, когда уже хотели подвести итог атеистической деятельности в этой местности, опубликовали предложение переименовать Подольск в город Безбожный. Однако прошли десятилетия, и благословение Святейшего Тихона сохранило этот храм, сохранило множество верующих, и Троицкий собор оставался для города неугасимой лампадой веры! Сегодня мы видим, как здесь расцвела духовная жизнь, так же, как по благословению Вашего Святейшества, развивается церковная жизнь во всей Московской епархии. Мы имеем привилегию и огромную радость раз в году непосредственно из Ваших уст слышать назидание и получить благословение.

Сегодня мы совершаем празднование в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. С ней связано чудесное событие, которое произошло в 1866 году. В тот год свирепствовала эпидемия холеры, из-за которой многие люди умирали. Тогда духовенство просило у святителя Московского Филарета (Дроздова) принести из Москвы Иверскую икону Божией Матери. Однако в тот период и в Москве был мор, поэтому с этой иконой ходили с крестным ходом, каждый день совершая перед ней молитву. Поэтому митрополит Филарет благословил прислать из города Бронницы чудотворную икону Божией Матери „Иерусалимскую“. В результате на глазах у всех совершилось чудо — после крестного хода с этой иконой в Подольске не умер ни один человек! Люди, молившиеся перед святым образом, получали исцеление! Таким образом, молитвой Богоматери город и его жители были спасены от смертоносной болезни.

Копия Иерусалимской иконы была помещена в этом соборе и украшена прекрасной ризой, которую в 1922 году конфисковали. Сама же икона оставалась здесь, и перед ней ежегодно совершалась молитва подольчан. Три года назад жертвенными трудами этого прихода риза была восстановлена. Сегодня, Ваше Святейшество, мы просим Вас в память о Вашем историческом визите, который будет вспоминать не только духовенство, но и эти дети, которых Вы сегодня причастили за Божественной литургией, принять от этого прихода точную копию чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери, память которой мы сегодня совершаем. Многая Вам и благая лета!»

Владыка митрополит преподнес Его Святейшеству точный список Иерусалимской иконы — главной святыни Троицкого собора.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Александр, настоятель сего святого храма! Матушки игумении, дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником для города Подольска — чествованием Иерусалимской иконы Божией Матери.

Благодарю Вас, Владыка, что Вы напомнили нам замечательную историю об исцелении жителей города Подольска после принесения из Бронниц иконы Божией Матери „Иерусалимской“ по благословлению святителя Филарета. Этот день — 12 августа по старому и 25 августа по новому стилю — вошел в духовный календарь Подольска и всей нашей Церкви как воспоминание о чуде избавления жителей сего града от смертоносной болезни.

Так и воспринималось то событие — как чудо. Чудесное действие промысла Божия видим мы и в том, что храм этот, несмотря на грозное решение прежней власти закрыть его, как и все другие храмы города Подольска, и вычеркнуть даже память о духовной, церковной жизни из сердец людей, не был закрыт, хотя все условия к тому были. Ведь мы знаем, как в других городах и селениях закрывались и уничтожались храмы, как искоренялась из сознания людей вера, как людям запрещалось проявлять свою религиозность. И когда мы говорим о сохранении сего святого храма в Подольске, несмотря на страшные гонения, когда мы говорим о возрождении Церкви в нашей стране, разве мы говорим не о чуде?

Чудеса сопровождают нашу жизнь. Чудо есть такое явление или событие, которое необъяснимо с точки зрения знаний и опыта людей, которое выходит за пределы человеческого понимания. Но на чудо реагируют по-разному. Есть люди, которые отказываются понимать чудесные явления, которые говорят: „Это выше моего понимания. Я не могу давать оценки тому, что произошло, но только знаю, что происшедшее не соответствует ни опыту жизни рода человеческого, ни знаниям, которые человечество накопило“. Так нередко говорят врачи, которые ставят больному смертельный диагноз, особенно хирурги, которые, вскрыв человека и увидев страшное разрушение организма, чаще всего порождаемое злокачественными опухолями, зашивают больного и отправляют его умирать домой; а потом, узнав, что человек этот живет, говорят: „Не знаем, что это“.

Один выдающийся наш современник, русский хирург, рассказал мне такую историю. Нельзя сказать, чтобы он был очень верующим человеком. Однажды женщина, которую он оперировал и в которой он увидел совершенно не способную к исцелению человеческую плоть, через три года снова оказалась у него на операционном столе по совсем другой причине. Вновь вскрыв эту больную, он с удивлением и даже с ужасом обнаружил, что нет и следа той страшной разлагающей силы, злокачественной опухоли, — весь организм, пораженный метастазами, на этот раз оказался чистым. И тогда врач сказал: „Я не знаю, что это такое. Это превышает мои знания и мою способность понимать“.

Но есть и другие люди, которые, соприкасаясь с чудом, говорят: „Этого не может быть“. — „Почему?“ — „Потому что этого не может быть никогда и ни при каких условиях!“ Люди, которые отвергают чудо, отталкиваются исключительно от той суммы знаний, которую накопило человечество, и от опыта, который они имеют, полагая, что нынешняя сумма знаний и их нынешний опыт покрывают все многообразие Божиего мира. Так, конечно, могут говорить только люди высокомерные, надменные, которые абсолютизируют знания человечества на современном этапе, думая, что этих знаний вполне достаточно, чтобы описать всё и вся, и больше ничего не нужно. Мы знаем эти слова, вызывающие улыбку у разумных людей: „Наука доказала, наука решила“. Проходит какое-то время, и оказывается, что наука опровергла то, что еще недавно считалось аксиомой.

Есть и еще одно восприятие чуда, когда человек, понимая разумом, что не способен объяснить то или иное явление, воспринимает это как руку Божию, как вмешательство Господа в нашу жизнь и в нашу историю. Вмешательство, которое как бы приостанавливает законы физического бытия и нарушает логику исторических событий, как-то было в случае с исцелением от холеры жителей Подольска, как-то было с сохранением этого храма от закрытия и уничтожения, как-то случилось с возрождением нашей Церкви.

Вот тогда возникает вопрос: почему же одни недоумевают, другие отрицают, а третьи принимают чудо Божие? Замечательные слова мы находим у Ефрема Сирина, который говорит: „человеческое тело умирает, если не вкушает хлеба; человеческая же душа не может жить, не приобщаясь Божественной мудрости“. А святой Василий Великий, говоря об этой мудрости, разъясняет: „под мудростью разумею созерцание Сущего“, то есть созерцание Бога. Это есть величайшая мудрость, превыше всякого естественного человеческого знания. Это та мудрость, которая вводит человека в соприкосновение с Сущим, с Богом, с Творцом вселенной, с Творцом законов, в силе и в воле Которого приостановить действие этих законов и изменить логику исторических событий.

А что же означает созерцание Сущего? Это означает, что каждому человеку дана возможность видеть Бога — не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других — слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см.: 1 Кор. 13:12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к общению с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим лишь

некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с

Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает.

Нельзя не увидеть присутствие Божие в чуде столь явном, как то, о котором мы сегодня здесь говорили, произошедшем в 1866 году. Страшная эпидемия холеры охватила город Подольск и прекратилась в один день, когда из Бронниц был принесен сюда чудотворный Иерусалимский образ Богоматери. Есть и другие чудеса, может быть, менее зримые, но реальные, среди которых, в первую очередь, все то, что произошло в XX веке с нашим народом. Разве это не Божие чудо, не знак Божиего присутствия в истории? Даже своим слабым духовным зрением мы можем что-то увидеть. Но если мы укрепляем себя в молитве, если молитва сопровождает нас по жизни, если мы вступаем в общение с Богом через участие в Таинствах Церкви, если мы открываем Богу свою душу, причащаясь Святых Таинств Сына Его Единородного,-то мы прозреваем, и расплывчатое изображение иной реальности становится все более ясным. Мы начинаем созерцать если не Самого Сущего, по слову Василия Великого, то, по крайней мере, Его яркий и убедительный след в нашей собственной жизни, в истории нашего народа, в истории рода человеческого.

Если мы имеем это зрение, то нас не поражают даже Божии чудеса. Они становятся для нас обыденным, совершенно ясным по своей природе явлением. Тогда мы можем видеть эти большие и малые чудеса буквально каждый день своей жизни.

Собственно говоря, религиозный опыт человека и вырастает из этой внутренней, личной духовной жизни, без которой даже самое убедительное чудо не убеждает людей. Пятью хлебами и двумя рыбами насытил Господь пять тысяч человек (см.: Мф. 14:15–21). Можно себе представить это огромное скопление людей, которые собрались на склоне галилейского холма. Можно себе представить, что испытывали они в тот момент, когда были насыщены пятью хлебами и двумя рыбами. Но разве все они сохранили веру в то, что Иисус из Назарета, Который проповедовал им, является Мессией, Христом и Спасителем? Наверняка многие из них поддались соблазну, искушению, как мы сегодня сказали бы — пропаганде, и растворилось, исчезло из памяти это событие, перестало быть для них созерцанием Сущего.

Самое сильное основание веры — это наш внутренний духовный опыт, в котором мы должны возрастать, как возрастали наши благочестивые предки, как возрастали те, кто защищал этот храм, как возрастали те, кто в памяти своей сохранял чудо от Иерусалимского изображения Божией Матери, бывшее в городе Подольске в 1866 году. И да поможет нам всем Господь именно таким образом укреплять свою веру, и тогда будем видеть чудеса большие и малые и прославлять Господа, Который не оставляет народ Свой. Аминь».

Обращаясь к митрополиту Ювеналию, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я бы хотел сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваш дар, который Вы преподнесли в алтаре, за Ваши добрые слова, за Ваше архипастырское служение. Радуюсь тому, что я сегодня вижу в этом храме обилие людей, много детей. Замечательно пели два хора, и я особенно бы хотел поблагодарить детский юношеский хор, который услаждал нас своим пением. Дай Бог вам, дети, молодые люди, хранить веру, несмотря на искушения и соблазны. Хотел бы также поблагодарить Вас, Владыка, за Ваше попечение о самой большой епархии в Русской Православной Церкви — епархии Московской области. И в память о своем пребывании здесь хотел бы Вам вручить этот посох. Он не простой. Такие посохи были сделаны по моему заказу в связи с празднованием 1025-летия Крещения Руси для вручения главам Церквей, которые посещали нас во время этого праздника. Один из этих посохов я оставил для того, чтобы сегодня вручить Вам с выражением своей благодарности. Для храма сего хотел бы преподнести икону Пресвятой Богородицы „Знамение“. Эта икона была символом Архиерейского Собора 2009 года, который избрал меня на Патриаршее служение. У этой иконы надпись, что она является даром Патриарха, и прошу всех вас, мои дорогие, когда будете прикладываться к этому образу, а он аналойный, его можно полагать на Богородичные праздники, чтобы вы вспоминали в своих молитвах и меня недостойного, чтобы Господь даровал мне силы нести Патриарший крест так, чтобы имя Божие укреплялось в жизни нашего народа, чтобы созерцание Сущего становилось достоянием жизни наших людей».

Верующие получили иконки подольского Иерусалимского образа Божией Матери с Первосвятительским благословением.

По окончании богослужения в Свято-Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл и первый заместитель председателя Правительства Московской области Л. Н. Антонова возложили венки к памятнику воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, на городской площади Славы. На лентах венков были укреплены надписи «Павшим в боях за Родину подольчанам от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» и «Подольчанам — защитникам Отечества от Правительства Московской области».

В памятной церемонии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и глава городского округа Подольск Н. И. Пестов.

После возложения венков прозвучал гимн России. Затем была возглашена «Вечная память» «вождем и воинам-подольчанам, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положившим».

Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, Л. Н. Антонова, Н. И. Пестов возложили к мемориалу цветы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся на площади Славы подольчанам с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство! Уважаемая Лидия Николаевна! Уважаемый Николай Игоревич, представители местной власти! Дорогие подольчане, молодежь, ветераны! Я хотел бы всех вас приветствовать с праздником, потому что день памяти Иерусалимской иконы Божией Матери — это праздник для всего Подольска.

Сегодня на службе мы говорили о том, что в далеком 1866 году, когда город погибал от холеры, сюда крестным ходом был принесен из Бронниц чудотворный образ Иерусалимский Божией Матери. Можно себе представить чувства людей, можно представить силу их молитвы, когда не на кого и не на что было надеяться. В то время не было медикаментов, которые могли бы излечить людей от этой страшной болезни. Диагноз означал смерть, а диагноз, поставленный городу, означал смерть всего города.

Для того чтобы понять состояние людей, нужно представить себя на их месте. Нет никакой надежды! И с какой же силой молились подольчане перед этим образом! И что произошло? В тот же день прекратилась эпидемия — ни один человек больше не заболел, и люди перестали умирать. Почему это произошло? Потому что сильна была вера людей, сильна была их молитва, силен был их дух.

Современный человек расслаблен благами цивилизации. Мы перестали ходить пешком, мы перестали писать письма… Мы перестали общаться друг с другом, заменяя нередко реальное общение виртуальным или телефонным, в лучшем случае. Мы многое перестали делать, мы стали очень слабыми. Можно себе представить, что происходит с городом современным, когда отключается электричество? Катастрофа, останавливается все! Люди чувствуют свою ограниченность настолько, что впадают в истерику. Известны случаи самоубийств только потому, что в больших мегаполисах отключалось электричество.

Мы становимся слабыми, потому что нас расслабляют блага цивилизации, но надо помнить, что чем слабее становится внутренне человек, тем он уязвимей, вне зависимости от того, насколько крепко его здоровье, насколько накачаны его мышцы, какое положение он в обществе занимает. Внутренняя слабость человека есть опаснейший диагноз.

Почему я говорю сейчас обо всем этом у памятника тем нашим согражданам, которые ушли защищать Родину и погибли? Потому что наша победа в Великой Отечественной войне это, в первую очередь, победа нашего духа. Хорошо известно, что и технически, и организационно мы были слабее врага, когда он вступил на нашу землю. Хорошо известно, что переломить ход войны было очень непросто. В этом переломе главную роль сыграл наш солдат — тот самый солдат, который поднимался навстречу огню из окопов, шел навстречу смерти для того, чтобы взять ту или иную высоту, отвоевать тот или иной дом.

Давайте представим себя на месте тех солдат: а мы, расслабленные благами цивилизации, могли бы это сделать? Мы должны помнить, что, если будем слабы духом, проиграем. Я не говорю сейчас о войнах, не дай Бог, чтобы такое произошло. Многое в жизни можно с легкостью проиграть, если слабый дух. Церковь призывает современных людей, расслабляемых благами цивилизации, воспитывать свой дух, становиться духовно сильными, тогда у нас многое получится, тогда мы преобразим до неузнаваемости наше Отечество. Мы будем хорошо трудиться, мы будем мужественными и сильными, хорошо организованными, мы будем способны решать множество проблем — от межнациональных до коррупции и преступности — всех тех проблем, которые сегодня так осложняют нашу жизнь. Сильный духом человек всегда уважаем, а духовно слабый — презираем другими.

У этого великого памятника я и хотел, обращаясь к вам, сказать: крепите силу духа. Сила духа воспитывается верой, воспитывается нравственностью, культурой, воспитывается традицией. Какими бы ни были разрушительными влияния современного информационного пространства на человека, храните эту силу духа, как хранили ее наши предки — те, далекие, что молитвой своей спасли город Подольск от страшной эпидемии, и те, память о которых запечатлена в монументе, у которого мы сегодня собрались.

Я хотел бы от всего сердца пожелать городу Подольску процветания, мира, благополучия, всем вам — крепкой веры, сильной любви, а значит — крепких семей, подлинного благополучия, человеческого счастья, а также сильной, крепкой надежды. Надежды на то, что по милости Божией народ наш, преодолевший и эпидемии, и войны, сегодня, набирая силу, будет способен решить и те сложные, но решаемые задачи, которые стоят перед нашей страной, а если говорить о Подольске, то и перед городом Подольском.

Пусть благословение Божие и Покров Божией Матери, явленный Подольску через чудотворный Иерусалимский образ, пребывают со всеми вами. Я поздравляю вас с праздником и радуюсь этой возможности встретиться с вами сегодня не только в храме, но и на этой площади.

Конечно, особое мое приветствие ветеранам, носителям духа поколения победителей. Также особое мое слово молодежи, которая должна принять эту эстафету великой духовной традиции нашего народа и передать ее поколениям будущим. Храни вас Господь, с праздником поздравляю вас!»

Цветы к мемориалу возложили также ветераны Великой Отечественной войны, духовенство Московской епархии, учащаяся молодежь, представители предприятий и организаций города.

В завершение Первосвятительского визита администрацией города Подольска был устроен прием с участием общественности города и духовенства.

Следующая статья
Основание Сергиевского храма на Федеральном военном кладбище
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)