Борьба с пороком пьянства — дело Церкви

В июле этого года завершилась беспрецедентная для Московской епархии программа — для духовенства всех благочиннических округов были проведены пастырские семинары, объединенные одной темой — «Основы трезвенной работы на приходе». Для того чтобы объехать всю епархию и провести эти встречи, потребовалось чуть более года. Это большой труд, который, будем надеяться, даст в скором времени свои всходы.

Среди всех социальных проблем нашего многострадального общества, пожалуй, нет более острой проблемы, чем та, которая связана с потреблением алкоголя, табака, наркотиков. Количество смертей, связанных с потреблением алкоголя, оценивается экспертами примерно в 350 тысяч в год (данные проф. А. В. Немцова), причем алкоголики составляют меньшую часть из этого количества, а большая часть — это обычные люди, которые «пьют как все», как среднестатистический россиянин — по 15–18 литров чистого спирта в год. От курения табака Россия также теряет 350–400 тысяч человек ежегодно (данные акад. Н. Ф. Герасименко), ведь, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, от болезней, вызванных табаком, погибает каждый второй курильщик, а в России курит около двух третей взрослых мужчин и не менее четверти женщин! Наркотики каждый год уносят более 30 тысяч молодых жизней — это данные ФСКН, хотя есть мнение, что цифры официальной статистики могут быть по объективным причинам существенно ниже, чем реальное положение дел.

В итоге наша страна теряет ежегодно около 800 тысяч человек в результате распространенности употребления табака, алкоголя, а также нелегальных наркотических веществ — это около 40% всех смертей в России! Это преждевременные смерти, которых можно было бы избежать, если бы люди предпочитали иной образ жизни!

Возможно, именно поэтому в соглашении о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации, вопросы взаимодействия в области демографической политики, формирования здорового образа жизни, противодействия алкоголизму, наркомании, курению занимают первые три строчки в ряду 16 других направлений взаимодействия.

Возможно, именно поэтому митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий последние годы каждый раз на ежегодном епархиальном собрании говорит о том, что он хотел бы, чтобы в каждом благочинии Московской епархии создавались общества и братства трезвости.

Владыка Ювеналий благословил реализацию большой годичной программы семинаров по трезвенной работе во всех округах епархии. В рамках семинаров игумен Серафим (Николин) (благочинный Волоколамского округа, ответственный за реализацию программ по профилактике алкоголизма в Московской епархии), протоиерей Илия Шугаев (председатель общества трезвости при храме Архангела Михаила города Талдома) а также диакон Иоанн Клименко (руководитель Московского координационного центра Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение») делились практическим опытом помощи людям с алкогольной зависимостью и членам их семей, профилактической работы с молодежью и организации трезвенной работы на приходе.

Резюмируя содержание докладов можно сказать, что любой священник может оказать действенную помощь человеку с алкогольной зависимостью, если тот к нему обращается. Для этого священник должен обладать некоторым минимумом знаний об алкогольной зависимости и способах ее преодоления, уметь воодушевить человека на борьбу с этой страстью, молиться за него и вместе с ним, а также направить человека туда, где ему будет оказана помощь в полном объеме. К сожалению, нужно отметить, что далеко не во всех районных центрах Московской области имеются общества трезвости. Адекватная психотерапевтическая наркологическая помощь также доступна отнюдь не в каждом районе. Адреса и телефоны действующих обществ трезвости Московского региона были розданы всем участникам семинаров.

Помощь страждущим, отказывающимся признать факт своей зависимости от алкоголя или отказывающимся от помощи в ее преодолении, также вполне возможна. Здесь нужно в первую очередь работать с ближайшими родственниками, которые чаще всего и обращаются к священникам со своей бедой. Таким людям нужно помочь обрести душевное равновесие, нужно молиться за них и вместе с ними, нужно помочь обрести необходимые знания об алкогольной зависимости. Родственники должны начать решение своей семейной проблемы с самих себя, с исправления своих собственных ошибок во взаимоотношениях со страждущим, поскольку часто они невольно потворствуют развитию алкоголизма. Родственники должны научиться разговаривать со страждущим и должны знать, куда конкретно направить страждущего за помощью, когда, милостью Божией, у него возникнет такое желание.

И для страждущих, и для их родственников решение данной семейной проблемы — это отнюдь не только приобретение навыков воздержания от алкоголя и нормального взаимодействия с другими членами семьи, но в конечном итоге, переустройство всей жизни с тем, чтобы уйти с гибельного пути, не упиваться вином, бранью, гневом, а исполняться Духом Святым (ср.: Еф 5:18). Трезвение — это путь к Богу!

Говоря о профилактической работе, нужно подчеркнуть, что она имеет, несомненно, приоритетное значение по сравнению с нашими трудами на горькой ниве помощи страждущим. Если мы будем помогать только больным, в то время как алкогольная индустрия будет бороться за привлечение в свои сети все новых и новых потребителей, молодых и здоровых, то в такой борьбе мы никогда не добьемся успеха. Грамотная профилактика — это не только и не столько сообщение сведений об опасности приобщения к табаку и алкоголю, хотя это, несомненно, нужно делать в яркой, актуальной для современной молодежи форме, но это и реальное предоставление здоровой альтернативы, которая могла бы удовлетворить духовные, душевные и телесные потребности человека. Можем ли мы такую альтернативу предоставить? Ответ на этот вопрос сложен и прост одновременно — мы должны, мы обязаны это сделать, иначе мировая индустрия увлечений и наслаждений отнимет у нас наше будущее — нашу молодежь, наших детей…

Рассказывая о помощи страждущим и их семьям, о профилактической работе, об организации трезвенной работы на приходе ведущим семинара нельзя было обойти, пожалуй, самый трудный, но одновременно и очень важный вопрос — о личной ответственности духовенства в борьбе за отрезвление нашего народа, о нашей верности присяге, согласно которой мы должны являть собой для нашей паствы пример трезвенной жизни.

Очевидно, что невозможно призывать детей сохранить их естественную детскую трезвость, если мы сами не являемся примером в этом отношении. Напротив, если мы своим примером учим наших с вами детей встречать радости и горести нашей жизни непременно употребляя спиртное, то нужно понимать, что в условиях современных российских реалий каждый десятый из тех, кому мы такой пример показали, в последующем по тем или иным причинам не сможет удержаться на скользкой грани «умереннного» потребления. Он погибнет от алкоголя, и в этом будет часть нашей вины.

Трезвость есть исконная христианская традиция! Уже в самом древнем разделе Библии, в Пятикнижии Моисеевом, при описании обета молитвы («обета назорейства») мы видим непременное условие, подразумевающее отказ от употребления вина (Числ. 6). Воздержание от вина одобряется и в Новом Завете. Многие и многие святые показывают нам пример абсолютно трезвой жизни — это и древние преподобные и святители, из которых упомянем лишь прп. Пимена Великого, слова которого вошли в главу о «Ястии и питии» нашего Типикона: «Благо монаху не пить вина», и святые, более близкие к нам по времени и месту подвига. Особую позицию здесь, пожалуй, являли именно русские святые, среди которых подвиг полного воздержания от вина был очень распространен, особенно среди известнейших отцов-основателей древних монастырей. Дорогим для нашего сердца примером является жизнь прп. Сергия Радонежского, 700-летие со дня рождения которого мы готовимся праздновать в 2014 г. Одна строчка из его жития скромно свидетельствует нам и об этой стороне его жизни: «по средам и пятницам он не позволял себе вкушать ничего, а в прочие дни питается только хлебом и водою. О каких-нибудь других питиях, не говоря уже о вине, он не позволял себе и помыслить во всю свою жизнь».

В наш век для нас, как никогда ранее, актуальны слова апостола Павла «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). Комментируя эти строки, свт. Феофан Затворник призывал воздерживаться от вина и от всего, что только служит соблазном, потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение. Каждый из нас знает, как много вокруг нас этих немощных братьев. Каждый день в России мы хороним около 1000 человек, умерших преждевременно по вине алкоголя!

Сто лет назад, в то время, когда алкоголь не собирал еще такой жатвы в России, но плоды промышленного производства и повсеместной продажи которого уже беспокоили многих пастырей Церкви, Святейший Синод всемерно поддерживал трезвенную работу. Это выразилось в организации многих сотен православных обществ трезвости, объединявших к 1914 г., только по официальным данным, до полумиллиона человек. Эти общества, приходские и епархиальные, вели большую и успешную работу как просветительского, так и реабилитационного характера, рассматривая всю свою деятельность в конечном итоге как дело духовно-нравственного просвещения.

В августе 1912 г. в Москве прошел Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Ходатайствовал о его созыве перед Святейшим Синодом будущий священномученик Владимир (Богоявленский) — на тот момент митрополит Московский и Коломенский, почетный председатель Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством.

В конце своего доклада, подготовленного специально для этого съезда, Владыка Владимир писал: «Если я знаю, что весь народ, среди которого живу я, тяжело страдает от какого-нибудь бедствия, то эта любовь (евангельская, жертвенная любовь к ближнему. — Прим. авт.) обязывает меня сделать все, что только я могу предпринять к устранению бедствия, а прежде всего употребить то средство, которое может быть наиболее действенным. А самое действенное средство против алкоголя, как в отношении общественного оздоровления, так и уврачевания отдельных его жертв, есть совершенное отречение от употребления спиртных напитков. Если мой взгляд на это дело таков, что я глубоко проникнут убеждением в истинности его, то это полное воздержание может быть для меня индивидуальным нравственным долгом любви. <…> Если я по своему званию и служебному положению обязан более, чем другие, работать в деле уврачевания народа от недуга, то индивидуальный нравственный долг любви может сделаться для меня таким, который я должен исполнять также и по моему призванию. Отсюда вытекает долг воздержания, ближе всего лежащий на священниках <…> к коему они призываются своим общественным положением. <…> „Любовь есть исполнение закона“! Этим словом заканчиваю я доклад свой. Пусть это слово напомнит всем нам, вступившим в ряды борцов против алкоголизма, и в особенности нам, служителям Церкви, о долге любви в этой борьбе. Да вселяется она обильно в сердца наши и да благословит Господь эту нашу работу Своим благословением и успехом!»

В современных условиях каждый священник при желании может найти свое место в этой трезвенной работе — будь то регулярное совершение в храме акафиста перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с краткой проповедью после него и беседой с желающими, или приобретение для приходской библиотеки необходимой литературы в помощь страждущим и их родственникам, или знакомство ближайших школ с материалами профилактического содержания, или размещение на информационном стенде списка адресов, где люди могут получить помощь и грамотный совет, или организация общества трезвости по той или иной модели, или хотя бы — личный пример воздержанной жизни. Главное — не быть равнодушными к этой народной беде, помочь погибающим братьям и сестрам нашим прийти ко спасению, выполнить наш пастырский долг.

С большой радостью и удовлетворением мы увидели в отзывах, которые собирали на семинарах, что духовенство с большим сочувствием и пониманием относится к трезвенной работе. В каждом округе есть пастыри, готовые взять на себя этот труд, лично возглавить общества трезвости на своих приходах и даже самим полностью отказаться от спиртного ради блага своих ближних.

Для всех заинтересовавшихся трезвенной работой с 28 по 31 октября мы надеемся организовать большой практический семинар в одном из пансионатов Московской области. Все вопросы, связанные с методами работы, рекомендуемой литературой, адресами обществ трезвости, а также программой семинаров можно направлять по электронной почте.

Игумен Серафим (Николин),
диакон Иоанн Клименко

Следующая статья
Иконография Зарайского образа святителя Николая
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)