Встреча с классными руководителями в Волоколамске и Зарайске

11 марта в Городе воинской славы Волоколамске состоялся представительный педагогический форум «Духовно-нравственное воспитание в условиях социокультурной среды Подмосковья». Центр культуры и творчества «Родники» распахнул свои двери для делегаций классных руководителей восьми муниципальных районов Московской области: Волоколамского, Можайского, Наро-Фоминского, Истринского, Одинцовского, Рузского, Лотошинского, Шаховского.

Во встрече приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый заместитель председателя Правительства Московской области Л. Н. Антонова, министр образования Московской области М. Ю. Кокунова.

К диалогу были приглашены священнослужители, представители территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов защиты населения, органов по работе с молодежью.

Собрание классных руководителей открыл приветственным словом глава Волоколамского района В. Н. Карабанов. Затем последовало выступление митрополита Ювеналия:

«Уважаемая Лидия Николаевна, уважаемая Марианна Юрьевна, уважаемый Вячеслав Николаевич, дорогие участники встречи, братья-сопастыри, братья и сестры!

Для меня большая радость посетить сегодня Волоколамск, древнейший город нашего родного Подмосковья, имеющий столь славную, я бы сказал героическую историю. Дорога для меня и возможность побеседовать с представителями волоколамского духовенства и учительства, подвижниками, отдающими свои силы воспитанию детей.

Прошлое вообще дает нам много поучительных поводов для размышлений над тем, как развивалось человечество, насколько правильные или ошибочные шаги или решения предпринимали люди на том или ином этапе своей деятельности. И о какой бы эпохе мы ни говорили, всегда оказываемся вынужденными признать, что одним из важнейших факторов, определявших ход событий, всегда были настроения людей, их внутренние переживания, сердечные побуждения, голос души. Эта мысль подводит нас к определению темы сегодняшнего нашего собеседования — влиянию педагога на взрослеющего ученика.

Дети и юношество — это основа будущего любого общества. Внутренний мир ребенка формируется, прежде всего, в семье, а затем в школе. В России, где христианская традиция является исторической основой бытия народа, в воспитательном процессе, насколько это позволяют секулярные обстоятельства, сегодня имеет возможность участвовать и Церковь. По объективным обстоятельствам роль школы здесь оказывается центральной. Скажу почему. Современная семья, как это ни прискорбно констатировать, находится в состоянии глубокого кризиса. Это не может не сказываться отрицательным образом на внутреннем мире детей, на их воспитании. Подчас духовные и нравственные ценности оказываются в детском сознании искаженными или обесцененными, а то и вовсе отрицаются. Церковь же, в течение последней четверти века возрождающая разнообразные направления своего общественного служения, в лице своих пастырей, монашествующих и мирян, всеми силами стремится помочь людям возвратиться к тем духовным и культурным основаниям бытия, от которых в минувшем столетии российский народ был искусственно отторгнут. Сделано в этом направлении немало, однако наши человеческие возможности ограничены. Таким образом, центральной фигурой в воспитательном процессе сегодня является учитель, стоящий перед необходимостью решения комплекса задач, связанных с формированием личности современного молодого человека. Особая роль, как мне представляется, принадлежит здесь именно классному руководителю, который имеет возможность не только на занятиях, но и в личной беседе, в ходе различных внеклассных мероприятий общаться со своими подопечными.

Духовное наследие православия, являясь неотъемлемой частью нашей культуры, дает основу для подхода к воспитательной деятельности. Прежде всего, необходимо привить детям способность различать добро и зло, пробудить в них голос совести. Святой апостол Иоанн Богослов писал, обращаясь к одному из своих адресатов: „Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога“ (3 Ин. 1:11). В Новом Завете неоднократно встречается упоминание о „доброй“, „непорочной“, „чистой“ совести, как свойстве человека, ведущего праведную жизнь. Именно при посредстве этого внутреннего камертона совершается верный выбор при столкновении с различными жизненными альтернативами.

Святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам говорит: „Все мне позволительно, но не все полезно“ (1 Кор. 6:12). Слова, сказанные два тысячелетия тому назад, являются ключевыми и для понимания того, как современному человеку относиться к тенденциям, подчас возобладающим в окружающем мире. Одна из них основывается на утверждении, что человек абсолютно свободен (в том числе и от этических ограничений), а потому не должен себя ни в чем ограничивать, безудержно стремясь лично испытать как можно больше впечатлений, приобрести многообразный опыт. Христианское же понимание свободы состоит в том, чтобы, во-первых, по собственной воле устраняться от греха, а во-вторых, заботиться о ближнем. Замечательно сказано у апостола: „К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу“ (Гал. 5:13). Обратите внимание, как в этих словах отражены проблемы современной молодежи, которую иногда небезосновательно упрекают, с одной стороны, в распущенности и приземленности, а с другой стороны, в эгоизме и асоциальности.

Перед учителем стоит поистине подвижническая задача вселить в детское сердце веру в то, что в мире существуют и достойны того, чтобы к ним стремиться, — любовь, счастье, целомудрие, самоотверженность и жертвенность. В идеале такие убеждения закладываются еще в семье, но сегодня она не всегда в состоянии справиться с этой задачей. И бремя ответственности ложится на педагога. Это нелегкий труд — возделывать очерствевшую ниву, рассеять разочарование, развеять мифы и заблуждения, распространяемые массовой пропагандой. Чем раньше удастся посеять добрые семена, тем глубже они укоренятся в детской душе и тем долговременнее будут плоды. В данном случае даже не говорю о духовном развитии ребенка, а только лишь о его нравственном здоровье. Но и это немаловажно как для грядущей личной жизни молодого человека, так и для будущего России.

Достижением многолетнего сотрудничества Московской епархии с Министерством образования Московской области является то, что в образовательных учреждениях различного уровня стали преподаваться знания о православии, а также предмет „Духовное краеведение Подмосковья“. Это позволяет диалогу между учителем и учеником по многим этическим вопросам обрести верное направление. Ведь те проблемы, с которыми доводится сталкиваться сегодня, напрямую касаются исполнения заповедей Божиих. Уважение к родителям и людям старшего возраста вообще, недопустимость убийства, в том числе и детоубийства, а также прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства — все это необходимые составные части общественной нравственности, без соблюдения которых совместная жизнь людей превращается в ад.

Конечно, труд учителя-наставника может быть только подвижническим, жертвенным. Ведь ни в каком журнале и ни в какой ведомости не учесть подаренные ребенку внимание, заботу и любовь. Более того, актуальные для сегодняшнего дня цели воспитания многими сторонними людьми могут восприниматься как архаические, глубоко не современные и потому ненужные. А какие это задачи? О них подробно и весьма мудро в свое время рассуждал выдающийся церковный педагог, священномученик Владимир (Богоявленский, +1918), митрополит Киевский. В специальной работе, посвященной православной педагогике, он особое внимание обращал на формирование у ребенка послушания, правдивости, самоограничения и стыдливости. С чем же святитель настоятельно убеждал бороться? С гордостью, тщеславием и сребролюбием. Для того чтобы следовать мудрым наставлениям угодника Божия в наши дни, требуется не только мужество, но и мудрость. Ведь в обыденном сознании положительные человеческие качества сегодня подчас оказываются осмеянными, а грехи — возведенными в ранг смысла человеческой жизни. Предстоит приложить немало сил, чтобы убедить или, что еще сложнее, переубедить молодого человека, поддержать его в поисках правильного жизненного выбора.

Сколь бы ни были ожесточенными современные дискуссии о том, какими быть отношениям между семьей, школой и Церковью, скажу, что они должны развиваться по пути тесного сотрудничества. Мы делаем общее дело, за которое отвечаем и перед подрастающим поколением, и перед Родиной, и перед Богом.

Хочу сказать слова особой благодарности вам, дорогие учителя, как светские, так и церковные. Вы трудитесь в отдаленном регионе Московской области и, несмотря на сложности и тяготы жизни, исполняете свой долг жертвенно и благородно. Заверяю школьных работников, что Московская епархия в лице своих священнослужителей, в том числе и присутствующих здесь, всегда готова оказывать вам помощь и поддержку.

Призываю на Ваши труды Божие благословение!»

В докладе областного министра образования М. Ю. Кокуновой была представлена статистическая картина духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях региона.

Перед собравшимися выступили член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук Г. В. Солдатова, представители педагогической общественности Волоколамска, Можайска и Одинцова.

С интересом участники встречи выслушали выступление помощника благочинного Волоколамского церковного округа по взаимодействию с образовательными учреждениями, руководителя приходской школы при Богородицерождественском храме г. Волоколамска П. П. Балдина.

Итоги собрания подвела первый заместитель председателя Правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова.

По окончании мероприятия гости смогли побывать на выставке фоторабот и картин волоколамских школьников, а также ознакомиться с книжными новинками православного издательства «Христианская жизнь».

* * *

9 апреля в Зарайске состоялась встреча классных руководителей общеобразовательных учреждений Московской области с митрополитом Ювеналием, первым заместителем председателя Правительства Московской области Л. Н. Антоновой и министром образования Московской области М. Ю. Кокуновой. Для обсуждения была выбрана тема «Историко-культурные традиции в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения».

Для участия во встрече с педагогами в Зарайск прибыли: митрополит Ювеналий, первый заместитель председателя Правительства Московской области Л. Н. Антонова, министр образования Московской области М. Ю. Кокунова, представители Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви. В делегации от Зарайского, Коломенского, Егорьевского, Каширского, Луховицкого, Озерского, Серебряно-Прудского, Ступинского муниципальных районов и городского округа Коломна были включены педагоги, представители территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних, структурных подразделений органов социальной защиты и работы с молодежью.

Встреча проходила в стенах гимназии № 2. Это самое большое в районе образовательное учреждение, где в учебном и воспитательном процессе широко внедряются инновационные технологии и представлены предметы гуманитарного цикла, педагогами и школьниками ведется большая исследовательская работа, тематику которой они черпают в истории родного Зарайского края.

В фойе гимназии гостям были представлены выставки детских творческих работ, фотографий о жизни Зарайского благочиния и совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, представлены школьные краеведческие работы, посвященные судьбе зарайских святынь.

Высокую духовную интонацию встрече задало выступление хора Московской епархии, в исполнении которого прозвучали великопостные и пасхальные песнопения. Открыло встречу приветственное слово главы Зарайского района А. В. Евланова. Он дал обзор преподавания предметов духовно-нравственного цикла во всех образовательных учреждениях района.

В своем докладе митрополит Ювеналий, в частности, сказал: «Мне очень приятно, что наша сегодняшняя встреча происходит в Зарайске. На это есть свои причины. В этом городе был дан старт моей церковной юности. В 1965 г., когда я стал архиереем, я носил титул епископа Зарайского. И хотя мое служение проходило в Москве, в Отделе внешних церковных сношений, я стремился в праздники быть в Зарайске, чтобы совершить службу в Благовещенской церкви — единственном открытом в то время в Зарайском крае храме… Наша встреча является следствием той многолетней и кропотливой работы, которая уже второе десятилетие осуществляется совместно Московской епархией и Министерством образования Московской области. Мы рады сотрудничеству духовенства и учительства на ниве воспитания подрастающего поколения, которое строится на традиционных духовных ценностях, истории и культуры нашего народа».

В выступлении министра образования Московской области М. Ю. Кокуновой говорилось о продуктивном взаимодействии Московской епархии и Министерства образования, о широком спектре работы и разнообразных формах по духовному, нравственному и патриотическому воспитанию детей и подростков.

В докладе ректора Московского государственного социального гуманитарного института, профессора А. Б. Мазурова говорилось, что «опорой в деле духовно-нравственного воспитания должна стать наша история». По его мнению, предстоящие юбилейные даты отечественной истории могут дать педагогам богатый материал в их деятельности.

Благочинный церквей Зарайского округа протоиерей Петр Спиридонов рассказал о многолетнем соработничестве Зарайского благочиния и образовательных учреждений. Это — внедрение учебных предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья», проведение ежегодных Рождественских чтений, организация летнего семейного православного отдыха, проведение районных православных фестивалей, районных Рождественских, Пасхальных и Никольских праздников, дней православной молодежи, участие детей и подростков в восстановлении порушенных святынь и обустройстве святых источников, проведение духовных бесед и работа по профилактике порочных зависимостей, организация военно-спортивных и историко-культурных мероприятий. Кроме того, отец Петр поделился планами по совершенствованию совместной работы духовенства и зарайских учителей.

Директор Центра детского творчества Зарайска Т. Ю. Бородина поделилась опытом работы Детской общественной организации «Радуга». Гостья из Озерского района — руководитель православного

военно-патриотического клуба «Россиянин» Е. Ю. Варлыгина — отметила, каким высоким воспитательным потенциалом может обладать школьный музей. В

выступлении Л. Н. Назаровой из Песковской средней школы (Коломенский район) звучала мысль о том, как в условиях

сельской школы основой формирования личности становятся духовно-нравственные ценности.

Итоги работы встречи классных руководителей подвела первый заместитель председателя Правительства Московской области Л. Н. Антонова. Она выразила слова благодарности Владыке Ювеналию за его участие в этой встрече и неизменную духовную поддержку. Лидия Николаевна поблагодарила всех, кто выступал с докладами и делился своим опытом работы, отметив многообразие форм этой работы и интересные результаты, которых добиваются те, кто творчески, с большой любовью и ответственностью подходит к делу воспитания подрастающего поколения.

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ

НА ВСТРЕЧЕ С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ В ЗАРАЙСКЕ


Дорогая Лидия Николаевна, уважаемая Марианна Юрьевна,

уважаемый Андрей Васильевич!

Возлюбленные братья и сестры!


Приятно, что наша встреча проходит в старинном Зарайске, с которым у меня связаны особые личные воспоминания. Когда я в 1965 г. стал архиереем, то мой первый титул был — епископ Зарайский. В те годы все мое служение проходило в Отделе внешних церковных сношений, где я был заместителем председателя. Однако на праздники я всегда с радостью стремился посещать этот красивый город, чтобы совершать здесь богослужения в Благовещенской церкви. Это был единственный открытый храм Зарайска.

Наша встреча является следствием той многогранной и кропотливой работы, которая вот уже второе десятилетие осуществляется в рамках сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Центральной задачей церковно-школьного взаимодействия в нашем регионе является содействие духовно-нравственному возрождению нашего народа.

Мне думается, что весьма удачно для нашей встречи избран Зарайский район. На его примере со всей отчетливостью видны проблемы, унаследованные нами от прошлого. Можно заглянуть на интернет-сайт здешнего благочиния и убедиться, что некоторые храмы до сих пор находятся в таком состоянии, как будто были подвергнуты бомбардировке, хотя войны здесь не было. Однако мы верим, что все они со временем будут восстановлены.

Именно здесь, на Зарайской земле, активно и творчески развивается сотрудничество между священнослужителями и учительством на ниве просвещения и воспитания подрастающего поколения в любви к отечественным традициям, культуре и истории. Не могут не трогать свидетельства того, как силами местных жителей, причем весьма ограниченными, возрождаются к жизни поруганные святыни. Таким образом, жизнь, во всей ее противоречивости и сложности, не лишена надежды, приносит ростки добра, которые надлежит бережно поддерживать.

Посещая Зарайск, мы ярко и отчетливо видим те задачи, которые стоят перед нашим обществом, как в материальной, так и в духовной сфере, и можем в соответствии с этим намечать планы своей дальнейшей деятельности.

Мне дорога возможность сегодняшнего общения с педагогами, которые являются классными руководителями, а значит, по преимуществу воспитателями. Перед вами стоит сложная по нынешним временам задача, опираясь на собственный моральный авторитет, формировать у детей и юношества духовное и этическое основание личности, которое будет определять их последующую жизнь. Делать это крайне трудно в условиях современного общества, когда различие между добром и злом подвергается сомнению, а абсолютность истин, выраженных в евангельском учении Иисуса Христа, оспаривается.

Сейчас идет Великий пост, время сугубой молитвы и покаяния, когда люди с особым усердием обращают внутренний взор к состоянию своей души, стремятся избавиться от грехов и страстей, сосредоточиться на доброделании и милосердии. В эти дни верующие люди ограничивают себя и в пище, и в светских развлечениях, дабы ничто не отвлекало от молитвы и внутреннего самоанализа.

Вы можете спросить, какое все это имеет отношение к нашей встрече. Думаю, что непосредственное. Ведь воспитание самостоятельной и нравственной личности невозможно без того, чтобы человек не отдавал себе отчета в смысле и значении своих поступков, не давал им оценки, не соотносил их с высокими идеалами, которым стремился подражать. Церковь начинает Великий пост с того, что первые четыре дня в храмах читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, в нем во всем многообразии на примерах из Библии раскрываются примеры как падения, так и высокого духовного подвига.

К теме духовного самосовершенствования обращала своих читателей и классическая русская литература. Вспомните обращенные к Богу стихотворные строки соратника Герцена, Николая Платоновича Огарева (его в прошлом веке называли «революционным демократом»):

Дай силу мне задуть в душе моей Огонь себялюбивого желанья, Любить, как братьев, как себя — людей, Любить Тебя и все Твои созданья, — Я буду тверд под ношею страданья.

Слова эти отсылают нас к евангельскому речению Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37–39). Именно это наставление Иисуса Христа является центральным для каждого верующего, а его вторая часть также и базовой ценностью так называемой светской этики. Сегодня, когда раздается столько сетований на оскудение любви в мире, не обратить ли взоры к Тому, Кто ради спасения людей взошел на Крест и принял там смертную муку? Это пример высшей жертвенной любви, которой достойно подражать каждому. Об этом напоминает нам и нынешняя неделя, называемая в Церкви Крестопоклонной.

В храмах для поклонения выносят Святой Крест, а на богослужениях воспоминают страдания Иисуса Христа, принятые Им за всех людей.

Совершенствование в любви не происходит в мгновение ока, оно приходит через длительный труд по очищению души человека. Во время Великого поста многократно читается и дома, и за богослужением молитва древнего святого — преподобного Ефрема Сирина. Вы, наверное, знаете ее пушкинское поэтическое переложение («Отцы пустынники и жены непорочны…»). Она очень короткая, но в ней точно сказано, чего нужно избегать, а к чему стремиться человеку.

Молящийся просит Бога избавить его от безделья, уныния, властолюбия и пустословия, помочь увидеть свои грехи и не осуждать ближнего, а также стяжать целомудрие, скромность, терпение и любовь.

Как пишет Ольга Седакова, замечательный современный российский поэт и мыслитель, при произнесении этих слов «мы чувствуем себя… как будто в сердце молитвы: всех молитв. Момент самой большой серьезности и интимности».

Можно говорить об этой молитве, как о сконцентрированной в нескольких словах мощной воспитательной программе. Это может стать темой не одного классного собрания в тех коллективах, где есть доверительные и откровенные отношения между учителем и учениками. Ведь здесь речь идет о тайнах внутренней жизни человека, который просит у Бога помощи в возделывании своей души, которого молитва преподобного Ефрема Сирина, по слову Пушкина, «крепит неведомою силой».

Как видно из сказанного, влияние православия на духовный облик нашего народа имеет исключительное по важности воспитательное измерение, которое нельзя недооценивать. Внимательное отношение учителя к этому обстоятельству может дать ему действенное средство для достижения важных педагогических целей.

В заключение хочу поблагодарить и присутствующих здесь педагогов, и представителей духовенства за усердные труды на ниве просвещения, а также пожелать дальнейших успехов в вашей многополезной деятельности.

Божие благословение да пребывает со всеми вами!


Следующая статья
Богословская конференция в Коломенской православной духовной семинарии
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)