Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2012 год/

Организация работы с молодежью на приходе

Сегодня стало заметно, что православный приход значительно помолодел. Редко, особенно в городе, можно встретит храм, где средний возраст прихожан переступал бы за пенсионный порог. У современного человека этот факт не вызывает удивления, так как годы тотального богоборчества позади, оковы идеологического плена разрушены, и сегодня каждый, вне зависимости от возраста, социального положения или политических взглядов, без страха за свое будущее или будущее своей семьи, имеет возможность через приобщение к опыту церковной жизни задуматься о своем вечном предназначении, спасении души и полнокровно участвовать в церковной жизни.

Следует признать, что мотивировать свое воцерковление переживанием возможных загробных воздаяний больше склонны, по понятным причинам, люди преклонного возраста. Приближение к порогу вечности понуждает смотреть на внешнюю жизнь в прошедшем времени, концентрируя все свое внимание на жизни внутренней. В представлении же молодого человека жизнь оценивается в категориях будущего земного обустройства: образование, семья, карьера… Именно поэтому некоторые молодые люди, сочувствуя религиозным взглядам, тем не менее не считают необходимым «тратить свое драгоценное время» на церковный образ жизни.

Однако, как уже было сказано выше, среди нынешних прихожан все чаще и чаще можно видеть старшеклассников, студентов и молодые семьи. Видимо, причин, по которым молодой человек приходит сегодня в храм, значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. И задача священника попробовать во всем этом разобраться, войти в диалог и по необходимости помочь современной молодежи найти свое место в приходской жизни.

Для некоторых представления о православном приходе могут ограничиваться исключительно совместным присутствием на богослужении. В таком случае понятие христианской общины оказывается неполноценным, так как одна лишь молитва не дает возможности в полной мере ощутить причастность к общему делу спасения. Номинальная принадлежность к конкретному приходу не компенсирует возможное чувство отчужденности. Без деятельного внебогослужебного общения почувствовать себя полноценным членом христианской общины трудно.

Особенно остро это может переживать пришедший в храм молодой человек — недавний школьник или студент. Он еще не разучился жить и мыслить вне коллективного сознания, понуждающего его к постоянной деятельности, к сожалению, не всегда мотивированной добрыми намерениями. Современный пастырь должен помочь нынешней молодежи, неравнодушной к вопросам веры, направить свою энергию в нужное русло, найти свое место в приходской жизни, предоставив ей возможность послужить на благо Церкви через участие в общем деле.

Главное дело Церкви — спасение человеческой души, которое должно совершаться, по слову Христа, через служение ближнему. Поэтому одна из главных задач прихода заключается в организации деятельности, соответствующей главному принципу евангельского служения. Там, где эта задача уже успешно реализуется в виде просветительской, социальной или иной деятельности, недавно пришедший молодой человек может попробовать влиться в этот процесс. Также может появиться потребность в организации отдельного молодежного объединения, так как ровесники, движимые единой идеей, могут оказаться более способными к самоорганизации, а не успевший угаснуть или все еще пылающий юношеский задор, помноженный на искреннее желание принести пользу, может дать качественно иной результат.

Вопрос организации православных молодежных объединений в истории Русской Православной Церкви до конца ХХ в. никогда отдельно не поднимался. В предреволюционные годы об этом не могло быть и речи, так как революционный дух, проникавший во все слои общества, способствовал формированию в семинариях антиправительственных кружков. В советские годы, по понятным причинам, подавлялись любые церковно-общественные инициативы, тем более связанные с вовлечением молодежи в жизнь Церкви. И лишь только в 1990 г. после принятия закона «О свободе совести и религиозных организациях» создались благоприятные условия для развития разносторонней церковной деятельности, в том числе православных молодежных объединений.

В декабре 1990 г. Священный Синод вынес решение о создании единой молодежной организации Русской Православной Церкви. 25 января 1991 г., в день памяти святой мученицы Татианы, на съезде православной молодежи, проходившем в МГУ, было создано Всецерковное православное молодежное движение Московского Патриархата (ВПМД). В него вошли представители появившихся уже православных братств, молодежных организаций при приходах, скаутских групп. Это событие стало отправной точкой активного развития молодежного служения в Русской Православной Церкви. В 1996 году в Коломне было организованно, существующее и поныне первое в Московской епархии православное молодежное братство св. благ. кн. Димитрия Донского, которое за последующие годы объединило несколько сотен юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет.

За 10 лет плодотворной деятельности Церкви в молодежной среде созрело более глубокое видение соответствующей проблематики, отразившееся в «Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви», принятой Священным Синодом в апреле 2000 г. В ней, в частности, говорится о том, что «сегодня назрела еще одна потребность церковного служения — в организации молодых людей, и это теперь непосредственная задача приходской общины.

Церковный приход должен уделить особое внимание возможности организовать общение молодых людей. Общение, в котором молодежь могла бы, в первую очередь, обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом (социальном) служении, найти благочестивых друзей.

Освящение всей жизни молодого человека в том и состоит, чтобы все пути его были пред Господом.

Процесс православного образования должен охватить все стороны жизни молодого человека. В том числе и такую важную для него, как свободное время — внеурочное время, выходные дни, каникулы. Молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине. В церковной общине подросток или юноша должен найти ответы на самые сокровенные и важные для него вопросы, получить опыт общежития и даже основы практических жизненно важных навыков».

Основные направления деятельности, обозначенные в Концепции, стали главными ориентирами для пастырей, работающих с молодежью. На сегодняшний день на территории Московской епархии насчитывается более 50 православных молодежных организаций, которые объединяют более 2700 человек и проводят разностороннюю работу на приходах и в церковных округах.

Спектр деятельности молодежных объединений разнообразен. Так, большой опыт в проведении молодежных мероприятий имеет молодежное движение Троицкого храма Подольска «Протос», а молодежные военно-патриотические слеты проводит Центр духовного и патриотического воспитания Подольского благочиния. В Троицком соборе города Подольска, соборе Рождества Богородицы города Орехово-Зуево кроме молодежных организаций действуют молодежные церковные хоры. Три приходских православных молодежных хора принимают активное участие в литургической жизни Гребневского храма Одинцово. Приоритетным направлением молодежных объединений храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Балашихи и Троицкого храма Люберец «Феникс» является социальное служение. Примерно-показательно организованы еженедельные дискуссионные встречи в Красногорске и Ивантеевке. В целом же десятки приходов и тысячи молодых людей в Московской епархии задействованы в сфере православного молодежного служения.

Конечно, за этими цифрами кроются труды руководителей, активистов молодежных объединений, ответственных по работе с молодежью в благочиниях. Как показывает практика, организация молодежной жизни на приходе — дело не простое, в первую очередь потому, что для Церкви этот вид служения совсем молодой и недостаточно освоенный. Только в октябре 2011 г. на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». С одной стороны, этим документом подводится условный итог сравнительно недавно зародившейся и ныне бурно развивающейся молодежной церковной деятельности, с другой стороны, еще не выработаны основные принципы решения проблем, с которыми приходится сталкиваться непосредственным исполнителям миссии молодежного служения.

В Московской епархии накоплен достаточно большой опыт организации жизни молодежных объединений для того, чтобы, проанализировав его, обозначить некоторые вопросы и трудности, возникающие в процессе этой деятельности.

Плодотворная работа того или иного православного молодежного объединения осуществляется как за счет грамотно составленной концепции деятельности, так и благодаря лидеру движения, болеющему за общее дело. Именно ему отводится главная роль в этой системе. В подавляющем большинстве эта функция возлагается на священнослужителя. В этом есть свои плюсы и минусы. Одно из преимуществ заключается в том, что пастырь уже заведомо воспринимается как лидер. Опытному священнику не составит особого труда сплотить молодой коллектив, помочь преодолеть разногласия, сподвигнуть на самоотверженные труды. А трепетное отношение верующих ребят к священному сану, невзирая на лицо, будет понуждать к более оперативному отклику на предложенные руководителем-священником инициативы.

Практика показывает, что священнослужитель, возглавляющий молодежное объединение, часто является не только вдохновителем и организатором, но и непосредственным участником спортивных состязаний, туристических походов, палаточных лагерей и других молодежных мероприятий. Такая активность требует особого времени на тщательную предварительную подготовку, организацию самого процесса, тем более личное участие. Если батюшка находит возможность со всем этим справиться не в ущерб своей богослужебной деятельности, пастырскому благочестию, то он заслуживает всяческой похвалы.

Однако не каждый священнослужитель в силу своей богослужебной занятости, семейного положения или других веских причин располагает достаточным временем для личного полноценного участия в жизни приходского молодежного объединения. В этом нет ничего предосудительного, если эти обязанности возложены на способного, благочестивого православного мирянина. Он может быть как ближайшим помощником руководителя-священника, так и непосредственно молодежным лидером, а батюшка в этом случае будет исполнять обязанность духовника. К слову, мирянин, по благословению настоятеля, может стать штатным приходским сотрудником, ответственным за молодежную работу, с окладом, если, конечно, приход имеет возможность создать такую штатную единицу. В Московской епархии реализован и такой подход в организации молодежной жизни на приходе.

Теперь следует сказать несколько слов о потенциальных и реальных членах православных молодежных объединений. Разумеется, число молодых прихожан на каждом приходе варьируется в зависимости от местности, плотности населения, близости образовательных учреждений и других факторов. Поэтому не исключено, что где-то молодежи нет совсем, где-то 2–3 человека, а где-то значительную часть прихода составляют студенты и молодые семьи. Может возникнуть вопрос, какой численный критерий является решающим для необходимости постановки вопроса организации молодежного приходского служения. Так как главным видится не массовость, а содержание служения, приводящего нас ко Христу, то ответ напрашивается сам собой: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18:20). Например, юноша и девушка, под руководством священника, регулярно оказывающие разностороннюю помощь престарелым одиноким прихожанам, могут всерьез задуматься о создании концепции молодежной деятельности социальной направленности собственного прихода. Информационный стенд и интернет-пространство могут послужить незаменимыми помощниками в привлечении новых членов объединения. К сожалению, следует признать, что отсутствие молодежи в храме не всегда обусловлено спецификой местности, а подчас является следствием пастырского нерадения.

Там же, где весомую часть прихода составляют молодые люди, необходимо максимально задействовать опыт Московской епархии для разностороннего вовлечения молодежи в жизнь Церкви. Вот, только небольшой перечень форм работы с молодежью, реализуемых на территории Московской епархии:

  • регулярные тематические встречи;
  • кружки по изучению Священного Писания;
  • социальное служение;
  • паломнические поездки;
  • спортивные мероприятия;
  • военно-патриотические клубы;
  • миссионерское служение;
  • туристические походы;
  • палаточные лагеря;
  • совместный просмотр и обсуждение кинофильмов (киноклубы);
  • проведение социальных акций (против абортов и зависимостей).

В связи с такой обширной работой в 2010 г. возникла идея создания особого информационно-дискуссионного поля, где бы православный молодежный актив мог черпать все необходимое для развития и расширения своей деятельности — Совета православных молодежных организаций при Отделе по делам молодежи Московской епархии.

Успех православного молодежного служения заключается не только в качестве организации самого процесса, а во многом определяется внутренним настроем каждого участника общего дела и способностью священника в сложный момент вовремя оказать духовную поддержку. А в ней сегодня нуждаются многие, особенно молодые люди, находящиеся в духовном поиске. Ведь многие из них приходят потрудиться в храм для того, чтобы утвердиться в своем намерении служить Богу через служение общему делу. Кто-то приходит просто из интереса, который может оказаться быстротечным. Поэтому без пастырского духовного попечения деятельность объединения будет строиться не на духовных началах, а сухом энтузиазме, который, иссякнув, превратит общее дело в рутину и былая активность сменится застоем.

Сегодня в Московской епархии закладывается огромный потенциал для дальнейшего внедрения повсеместного молодежного служения. Отчасти это выражается в том, что по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в епархии сформировался многочисленный корпус молодых клириков. Многие из них в прошлом лидеры и активисты православных молодежных объединений, не понаслышке знающие, как грамотно организовывать молодых людей для плодотворного служения Церкви Христовой и ближнего их.

Священник Дионисий Сенин,
секретарь Совета молодежных
организаций Московской епархии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.