Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2012 год/

Просвещение — путь к возрождению

Новая рубрика «В помощь педагогам» возникла не случайно. Тема духовно-нравственного воспитания — одна из наиболее востребованных тем в настоящее время. И тому есть причины. Духовно-нравственное состояние россиян, особенно подростково-молодежной среды, рост негативных явлений таковы, что это не может не вызывать закономерную тревогу за будущее нашей страны. О том, насколько серьезна ситуация у нас в стране, говорят многие факты.

Система складывающихся в молодежной субкультуре идеалов и ценностей имеет деструктивный, а порой и социально опасный характер. Становится обыденным, например, приобщение к курению и алкоголю с юных лет или принятие наркотика перед посещением дискотеки. Общее потребление алкоголя в России превышает предельно допустимые нормы и несет угрозу здоровью и дальнейшему развитию личности и нации в целом.

Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга. Основные устремления человека сосредоточиваются на получении удовольствий, достижении собственного комфортного существования.

Еще одним следствием доминанты материальных ценностей является рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость. Думается, нет необходимости приводить здесь какую-либо статистику, подтверждающую эти слова, она в изобилии представлена в средствах массовой информации, отметим только еще раз: именно дезориентация в системе жизненных целей приводит к росту тяжких пороков, увеличению уровня нервно-психических заболеваний и детского суицида.

Возникший духовный вакуум создал благоприятную почву для распространения опасных и разрушительных форм оккультизма и сектантства, что также способствует увеличению уровня нервно-психических отклонений и ухудшению физического здоровья. Снизились показатели жизни в области психического здоровья россиян.

Происходит искажение нравственного сознания. Растущая в обществе либерализация половой морали, легкодоступная порнография, «половое просвещение» приводят к общей деморализации детей и сексуализации их сознания, формируют внесупружеские и антиродительские установки, что приводит к разрушению семейных отношений, института семьи и как следствие — детей рождаем все меньше.

Особую тревогу вызывает то, что многие из указанных негативных тенденций не меняются в положительную сторону.

Такое положение дел заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости серьезной работы в области духовно-нравственного просвещения людей. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основные корни современных негативных явлений не в них, они глубже — в духовно-нравственной области человеческого бытия. Все более очевидным становится тот факт, что главная проблема — это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация, извращение его мышления, воли, совести и в конечном итоге веры. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором утрачивается смысл жизни, теряется радость бытия, любовь к людям, притупляется желание участия к какой-либо созидательной деятельности.

Ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис общества в целом и детско-молодежной среды в частности.

Очевидно, что в сложившейся ситуации духовно-нравственное воспитание детей, подростков, молодежи приобретает чрезвычайную значимость. И здесь, очевидно, не обойтись без богатого духовно-нравственного потенциала нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие.

Становление и развитие российского государства происходило под сенью Православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывались наша культура, искусство, ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера — милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма. Православие составляет как бы нравственную основу природы русского человека. Ф. М. Достоевский писал: «Кроме исторической и текущей необходимости, русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, „крестьянством“. Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации».

За более чем тысячелетнюю историю православная вера проникла и закрепилась в глубинах духа русского человека.

Православная вера, как любящая мать, во времена смут и нестроений всегда была со своим народом, благословляя на подвиг во имя Отечества, вдохновляя и поддерживая людей в трудную минуту. Так было в XIV в., когда молитвенник Земли русской преподобный Сергий Радонежский благословил русских воинов во главе с благоверным князем Димитрием на бой с монголо-татарами. Так было и во времена нашествия немецких рыцарей и славных побед благоверного князя Александра Невского, во времена великой смуты и нашествия поляков и литовцев. В период лихолетий XX в. вера Православная поддерживала народ в годы революционных бурь, обличая устами Патриарха Тихона большевистский террор и беззакония, благословляла своих верных сынов на борьбу с оккупантами, на подвиг и труд в годы Великой Отечественной войны, помогая не только молитвой, но и построенными на пожертвования православных мирян танками и самолетами.

В настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к Православной вере. Это не случайно. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

Вера Православная не является плодом философских построений ограниченного человеческого ума, она — открытая Богом истина о высоте предназначения человека в вечности, о его духовном устроении. Вера Православная показывает пути и дает силы для духовного преображения человека.

Православная Церковь имеет богатый опыт духовно-нравственного просвещения людей. Эффективность работы в этой области во многом зависит от степени участия в этой работе светских властей. Такое соработничество уже в течение ряда лет осуществляется в нашей стране и принесло уже немало положительных результатов. Выступая 23 января 2012 г. в Москве на торжественном открытии XX Международных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства», Святейший Патриарх Кирилл кратко сформулировал сущностные проблемы всей системы образования, с которыми сегодня сталкиваются не только Россия, не только страны исторической Руси, но и большинство государств мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.