Первосвятительское посещение Московской епархии

Ежегодные посещения Московской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом для жителей всего Подмосковья становятся главным событием года в духовной жизни: торжественные богослужения собирают множество духовенства, прихожан и паломников, в них всегда принимают участие руководители области и муниципальных образований, представители деловых кругов, а первосвятительское слово приобретает огромный общественный резонанс. Каждый такой визит Святейшего Патриарха по праву можно назвать историческим.

Святейший Патриарх Кирилл избрал местом для своего традиционного визита в Московскую епархию в 2011 году город Щелково. Здесь 11 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Троицком соборе. Церковное торжество собрало множество богомольцев — их не напугали ни проливной дождь, ни холодный осенний ветер. Просторный Троицкий собор не смог в этот день вместить всё множество прибывших людей, поэтому богослужение транслировалось на пятиметровый экран, установленный у входа в собор. Милостью Божией, к моменту прибытия Святейшего Патриарха дождь прекратился, и сотни людей могли следить за ходом службы, стоя в церковной ограде.

У врат собора Святейшего Патриарха встречали митрополит Ювеналий, министр по делам территориальных образований Правительства Московской области В. С. Демешкан, глава Щелковского муниципального района А. М. Ганяев, глава города Щелково Т. Б. Ершова, учащиеся православной гимназии «Ковчег», которые поднесли Его Святейшеству хлебсоль.

За Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон; архиепископ Можайский Григорий; архиепископ Самарский и Сызранский Сергий; архиепископ Истринский Арсений; епископ Илиан (Востряков); епископ Видновский Тихон; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий; епископ Серпуховский Роман; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба; благочинный церквей Щелковского округа Московской епархии, настоятель Троицкого собора города Щелково протоиерей Андрей Ковальчук; духовенство Московской, Самарской и Волгодонской епархий.

За богослужением молились: губернатор Московской области Б. В. Громов, представители администрации области, Щелковского района и города, мэр города Волгодонска В. А. Фирсов, благотворители, руководители организаций и предприятий города, настоятели и настоятельницы монастырей и благочинные, председатели отделов и комиссий Московской епархии, многочисленные почетные гости.

Богослужение украсило пение хора духовенства Московской епархии под управлением иеромонаха Константина (Островского) и молодежного хора Троицкого собора (регент Виталий Кисиль).

За Божественной литургией состоялась архиерейская хиротония архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского и возведение архиепископа Ярославского и Ростовского Пантелеимона в сан митрополита в связи с усердными архипастырскими трудами и 70-летием со дня его рождения.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх произнес проповедь:

«Сегодня мы вспоминаем событие, которое особым образом отмечено в истории Евангельской, в истории церковной, — смерть пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Только что мы слышали страшное повествование о том, как царь Ирод, по наущению его жены Иродиады, отрубил голову пророку, которого он уважал, к мнению которого он прислушивался, — потому что Иоанн Предтеча обличал Ирода в том, что царь незаконно взял себе в жены Иродиаду, бывшую замужем за его родным братом Филиппом. Когда дочь Иродиады на пиршестве угодила царю и гостям танцем, он пообещал ей дать все, что она ни попросит, и та по наущению матери попросила на блюде голову Иоанна Предтечи. И пошел оруженосец в темницу, где уже томился Иоанн Предтеча, отрубил ему голову и принес девице, а девица отдала ее матери.

Эта трагическая история заставляет нас о многом задуматься. Было ли произошедшее некой случайностью? Может быть, Иоанн Предтеча слишком неосторожно обличал власть имущих, самого царя, — а если бы молчал, то никто бы голову ему не отрубил? Может быть, это единственный случай такого рода во всей истории? Совсем нет.

Празднование памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи совпадает сегодня с тринадцатым воскресеньем после Пятидесятницы. По уставу в этот день полагается читать воскресное Евангелие, повествующее о злых виноградарях (Мф. 21:33–42). Многие из нас знают эту притчу. Хозяин дома насадил виноградник и отдал его в управление неким людям. Когда пришло время собирать урожай, он послал за ним своих слуг, но те, кто управлял виноградником, одних из этих слуг побили, а других умертвили, побив камнями, — и так повторялось не единожды. Наконец, хозяин послал собственного сына — чтобы его убоялись, устыдились и отдали причитающийся ему урожай. Но, увидев его, те сказали друг другу: „вот, идет наследник; убьем его, и нам достанется все“, и сделали так. И спрашивает Спаситель, Который обращал эту притчу к ученикам и народу: „Как вы думаете, что сделает хозяин дома?“ Ответ был незамедлительный: он их накажет злой смертью.

Это совпадение двух евангельских чтений и двух событий в церковном календаре помогает нам понять, что совершенное пророком и Предтечей Иоанном не было чем-то уникальным в истории Церкви Христовой. Потому что слуги, которых посылал хозяин, чтобы собрать виноград, — это ветхозаветные пророки, которых Бог посылал к народу Израильскому. Но большинство из них заточались в темницу, побивались камнями, претерпевали насильственную смерть…

Для того чтобы ответить на вопрос, почему так происходило, нужно понять смысл пророческого служения. Некоторые считают, что пророк — это прорицатель, тот, кто видит будущее. Действительно, пророки нередко говорили о будущем, предрекая грядущие события. Но смысл пророческого служения в ином: через него миру открывается Божия правда, и пророк — это тот, кто передает Божию правду людям.

Почему же за это побивали камнями, сажали в тюрьмы, отрубали головы? Что несет в себе эта Божия правда? Почему на нее так реагируют многие люди — не просто не принимая этой правды, но вооружаясь на ее провозвестников злобой вплоть до готовности пойти на преступление?

Церковь Божия со времен апостолов призвана совершать пророческое служение. Церковь призвана говорить людям Божию правду так, как говорили о ней ветхозаветные пророки, как возвещал эту правду пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. И что же мы видим в истории? Мы видим то, о чем повествует притча о злых виноградарях. Божия правда, с одной стороны, принимается миллионами; с другой вызывает у определенной части людей неприятие, злобу и чувство агрессии: им нужно задушить эту правду, наказать ее провозвестников. И мы знаем, в какой кошмар погрузилось Отечество наше, когда всей мощью государства был обрушен удар на тех, кто, пусть тихим голосом, но говорил Божию правду.

Ну, а когда нет возможности насильственно заставить людей замолчать? Когда законы, обычаи, общество этого не позволяют? Есть другие способы и другие средства, которые сегодня становятся особенно легкими в употреблении. Используя средства массовой информации, можно вылить огромное количество клеветы, грязи, совершенно не стараясь хоть как-то доказать свои утверждения, — все рассчитано на то, что кто-то поверит, прельстится, отвернется от слова Божия…

Почему же так? Ведь в нашей стране это выглядит особенно странно, когда после десятилетий безбожия, физического истребления веры и Церкви вновь появляются те, кто профессионально борется с Богом, с Его словом и с Церковью. А все потому, что Божия правда глаза колет. Божия правда является огромной силы вызовом человеческой совести. Живет человек так, как желает жить, — по закону плоти, по закону похоти. Он привык грешить, он привык самого себя считать центром мироздания, а главным критерием истины — „то, что думаю, то и истинно“, „что хочу, то и делаю“, ссылаясь на ложно понимаемую свободу. Такие люди погружаются в стихию самообмана, считая, что лишь они могут определять от начала до конца свою собственную жизнь, никого в эту жизнь не впуская, а по возможности навязывая свой опыт другим. И когда такой человек встречается лицом к лицу с Божией правдой, сознавая, что он эту правду не примет, — он вдруг с ужасом видит, что эту правду принимают миллионы людей! А что за этим стоит? Угроза собственному благополучию! Вот тогда развивается необузданное стремление бороться с Богом, заглушить пророческий голос Церкви.

Нам сегодня говорят: „Какое вам дело до молодежи? Зачем вы занимаетесь социальной работой? Зачем вы оцениваете состояние общества, какое право вы на это имеете?“ — забывая, что Церкви есть дело до всего, где решается вопрос человеческого спасения. Если человек погибает, занимаясь политикой, — значит, до политики есть дело. Если люди, занимаясь экономикой, разрушают себя и окружающий мир — значит, до экономики есть дело. Если культура раскрепощает греховные инстинкты и превращает человека в зверя — значит, до культуры есть дело. Если молодежь становится легкой добычей страшных пропагандистских стереотипов — значит, есть дело до всего, что мешает молодому человеку встать на путь спасения. И Церковь будет нести это служение с полным пониманием того, что это служение — пророческое. Как замечательно сказал о пророческом служении Пушкин, „глаголом жечь сердца людей“. А ведь огонь согревает одних и обжигает других. И пока произносится это исполненное Божественной правды пророческое слово, оно будет обжигать кого-то так, что, вздрогнув от ожога, человек будет добиваться, чтобы это слово никого больше не коснулось. Но будут и те, кто в этом пророческом пламени будут с благодарностью видеть путеводную звезду своей жизни, маяк, определяющий движение человека, будут видеть и свет, и тепло.

Сегодняшний день многому учит нас, особенно священников. Быть священником означает нести Божию правду, а это налагает огромную ответственность. Нужно быть мужественным, нужно быть готовым принять любой удар за эту правду и одновременно быть мудрым, чтобы не давать повода ищущим повода — тем, кто стремится обрушиться на правду Божию через нападки на человека, который непременно несет в себе печать несовершенства. Именно поэтому забота священника о своей личной, семейной жизни, о своем образовании, его гражданская позиция, его способность доносить слово Божие до людей сегодня как никогда приобретает решающее значение.

С другой стороны, и люди могут определить уровень своей духовной жизни по тому, как они воспринимают Божие слово. Если, поразившись силой Божественного слова, человек задумывается о нем, начинает размышлять, применять его к себе, претворять его в жизнь, — тогда это спасительное восприятие слова. Но губительно для нас, если мы отвергаем слово Божие с порога — только потому, что оно кажется несвоевременным, несовременным, не соответствующим нашему укладу жизни.

Пусть память о ветхозаветных пророках, пусть переживание мученической смерти святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна поможет каждому, кто берет на себя ответственность нести слово Божественной правды в мир, укрепиться в этом спасительном служении, приводя через слово правды к Богу и к вечной жизни как можно большее количество людей, которые в глубине своей души сознают ограниченность и ущербность жизни без Бога, и готовы Божественную правду принять своим умом и сердцем. Аминь».

По окончании богослужения Первосвятитель напутствовал новохиротонисанного Владыку Корнилия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции епископ Корнилий преподал богомольцам первое архипастырское благословение.

Митрополит Ювеналий от лица духовенства и мирян Московской епархии приветствовал Его Святейшество и преподнес на молитвенную память список Тихвинской иконы Божией Матери: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Позвольте от лица архипастырей, пастырей, монашествующих и верующих Московской епархии горячо и сердечно поблагодарить Вас за Ваш Первосвятительский визит. Мне нет необходимости говорить о том, как проходит церковная жизнь в Московской епархии, потому что не первый раз Вы посещаете ее, и она как на свещнице видна и известна Вам. Все у нас проходит во славу Божию при той симфонии с властями, о которой Вы говорили в один из первых своих визитов в Кремль перед Президентом и архипастырями. Это сотрудничество, которое исключает всякое вмешательство в дела друг друга, принесло обильный плод. Но мы можем, по слову апостола, только „немощью похвалиться“ (2 Кор. 12:6), потому что знаем, что не все еще задачи, стоящие перед нашей Церковью, выполнены нами. Помимо построенных и отреставрированных храмов еще не одна сотня стоит, ожидая реставрации и восстановления. Мы надеемся, что с помощью Божией и людей доброй воли мы и дальше будем идти этим путем. Помолитесь, Ваше Святейшество, чтобы мы и дальше бодрствовали, стояли в вере, были мужественны и тверды и чтобы все у нас было с любовью, как заповедал святой апостол Павел (1Кор. 16:13–14). Я знаю, как почитаете Вы образ Тихвинской иконы Божией Матери, поэтому на молитвенную память о Вашем историческом первосвятительском визите примите эту икону с просьбой Ваших святых молитв о нас Пресвятой Богородице, и да хранит Вас Господь на многая и благая лета!»

В своем Первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«С радостным чувством я совершил сегодня Божественную литургию в величественном Свято-Троицком храме в городе Щелкове. Замечательное пение, прекрасное душевное состояние людей, слаженная служба — все это действительно являло собой красоту православия, красоту нашей веры.

Но мы знаем, что эта красота не дается человеку без труда. Не было бы огромных усилий вашего архипастыря — Высокопреосвященного митрополита Ювеналия, благочинных, духовенства и всех вас, мои дорогие, — ничего бы этого не было. Но сегодня Московская область, как ни один другой регион России, украшена почти полутора тысячами храмов, многие из которых являются либо архитектурными памятниками, либо шедеврами современной храмовой архитектуры. И за всем этим — годы упорного труда, и не только по изысканию средств, подбору архитекторов и строителей, получению различного рода разрешений. Самое главное, что было в минувшие годы, — это поиск человеческих сердец.

И только потому, что в сердце народа нашего присутствует горячая православная вера как некое чудо, как некий действительно Божественный дар, сохранившийся в самых невыносимых, ни с чем не сравнимых условиях, — только потому и создаются сегодня храмы Божии по лицу всей Святой Руси: с одной стороны, как знак милости Божией к нам, к нашему народу, с другой — как рукотворные памятники тем, кто жизнь свою отдает ради духовного возрождения народа.

Подмосковная церковная жизнь очень богата и разнообразна. Здесь не только самое большое на всем каноническом пространстве Русской Церкви количество храмов. Здесь активно осуществляется работа по различным направлениям, столь необходимым сегодня для того, чтобы весть о Христе достигла сердец современных людей. И я хотел бы особенно поблагодарить и Вас, владыка митрополит, и уважаемого Бориса Всеволодовича за большую работу, которая осуществляется в сфере образования, в сфере диалога Церкви с институтами гражданского общества, в области молодежного служения, социальной и благотворительной деятельности. Все это не слова, не параграфы годового отчета — это реальная жизнь людей, которая, несомненно, становится духовно все более богатой».

В дар собору Святейший Владыка передал икону Сошествия Святого Духа на апостолов. Все богомольцы получили иконки новомучеников Щелковских с Первосвятительским благословением. По традиции была сделана общая фотография участников совершенной в этот день архиерейской хиротонии.

После богослужения Святейший Патриарх, губернатор Б. В. Громов, митрополит Ювеналий и Преосвященные архипастыри направились на расположенную близ Троицкого собора Аллею славы, где состоялось возложение венков к памятнику воинам Великой Отечественной войны. За годы войны на фронт было призвано почти треть жителей Щелковского района — 31 тысяча, из них 132 человека удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Не вернулись с войны 9500 человек… В настоящее время в Щелковском районе проживает 889 участников войны, из них пять Героев Советского Союза.

В церемонии возложения приняли участие члены военно-патриотических молодежных клубов Щелковского благочиния, воспитанники Центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Щелковского района, отряд православных скаутов. Была пропета «Вечная память».

Святейший Патриарх Кирилл приветствовал собравшихся на Аллее славы ветеранов, обратившись к ним с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваше Превосходительство, уважаемый Борис Всеволодович! Дорогие владыки, отцы, братия и сестры! Особое мое слово к ветеранам, которые здесь присутствуют, и к молодежи, детям, которые сегодня тоже вместе с нами.

Мы возлагаем цветы и венки к монументам, воздвигнутым в честь сынов и дочерей Отечества нашего, которые отдали жизнь за свою страну, за свой народ. В сознании современного человека самое дорогое — это жизнь. Самое главное в жизни — это достижение благополучия, и ничто другое несоизмеримо с этими ценностями. Почему же предшествовавшее поколение, поколение ветеранов, считало иначе? Почему они считали, что главной ценностью является не их личная жизнь, а спасение народа? Не благополучие, а готовность идти до конца в борьбе с врагом, подвергая себя смертельной опасности? И ведь сколько людей не вернулось с поля брани, сколько пропало без вести, в том числе жителей Щелковского района! Сколько людей вернулось инвалидами, лишенными возможности работать, трудиться, иметь семью! Ради чего были все эти жертвы? С точки зрения современной жизненной психологии эти поступки необъяснимы. Но именно эти поступки и мотивация, которая двигала нашими воинами и тружениками тыла, ныне здравствующими ветеранами, привели к спасению страны.

Какой же вывод следует из всего этого? Вывод следующий: если будет господствовать система ложных ценностей, которая сегодня всячески насаждается, в том числе в сознании нашей молодежи, что главное — это собственная жизнь, удовольствие, благополучие, деньги, успех, то разве при такой системе нравственной ориентации человек сможет все это оставить, забыть и отдать жизнь за Родину? Нет, не сможет. Вот почему сила нации определяется не только ВВП страны и не только уровнем бюджета. Сила нации определяется силой духа. Если будет сильным дух — таким, каким он был и остается у ветеранов, у того самого поколения, которое защитило Родину,-то сильным будет и наше Отечество.

В те далекие времена, когда шла борьба не на жизнь, а на смерть, враг сбрасывал с самолетов листовки. Как эти листовки близки по содержанию к тому, чему сегодня учат нашу молодежь! Тем, кто с одной трехлинейкой на три человека шел навстречу немецким танкам, говорили: „бросьте все, сдавайтесь в плен. Там у вас будет сытая, спокойная, мирная жизнь. Уедете в Германию, будете работать, будете счастливыми, обзаведетесь семьей. А Россия низвергнет коммунистов и будет такой счастливой“. Были те, кто брал эти листовки и шел к врагу, но ведь их были единицы! А остальные, стиснув зубы, шли и защищали Отечество.

Сегодня я обращаюсь к ветеранам с большой просьбой, чтобы ваша любовь к Отечеству, ваша способность жертвовать, ваша система ценностей никогда не исчезали из вашей жизни, хотя и у вас могут быть и дети, и внуки, которые думают иначе. Сохраняйте эту систему ценностей и воспитывайте в ней подрастающее поколение.

Обращаясь к молодежи, хочу сказать: страны у нас не будет, не защитим мы Родину, если нашими идеалами будет все то, что предлагают нам сегодня телевидение, кинематограф, книги. Мы защитим Родину, мы построим сильную процветающую Россию только тогда, когда будем сильны духом, когда будем способны пожертвовать собой.

Верующий человек жертвует собой легче, чем человек без веры, потому что он знает, что этой жизнью человеческая жизнь не кончается. Вот почему мы сопрягаем сегодня патриотизм с нашей верой. И вот почему мы предлагаем черпать в вере силы для служения Отечеству, для любви, для устроения нашей народной жизни.

Молюсь за страну нашу, за народ наш, за ветеранов, чтобы Господь дал вам сил и здоровья как можно дольше служить своему народу примером, добрым словом и даже одним своим видом — вашими пиджаками и мундирами, украшенными орденами. Пусть они, как вечевой колокол, пробуждают сознание и совесть молодого поколения. А молодежи желаю впитывать героические страницы прошлого в свое сердце и воспитывать себя не по шаблонам современной идеологической моды, а по великим образцам классической русской литературы, классической духовной литературы, в которой великий нравственный идеал являлся силой, формировавшей убеждения и модель поведения людей.

Вечная память всем тем, кто жизнь свою отдал за Отечество наше. Многая и благая лета нашим ветеранам. Мира, процветания, благополучия молодежи, успехов в учении, в трудах, в жизни, а самое главное — во внутреннем самовоспитании, в центре которого была бы высокая духовная нравственная идея, любовь к Отечеству своему и к ближнему своему. Пусть Господь хранит страну нашу и народ наш на многая лета!»

Еще одним памятным для щелковчан событием стало посещение Предстоятелем Русской Православной Церкви храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», что находится на территории ЗАО «Щелковохлеб», и просфорного цеха этого хлебозавода — первого в России на территории светского предприятия, на котором начали производить просфоры для церковных нужд. Этот цех был открыт по благословению митрополита Ювеналия стараниями генерального директора предприятия И. В. Ларина. В 2008 году в стенах завода был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». 7 июля 2010 года великое освящение храма совершил митрополит Ювеналий.

На территории храма установлена скульптурная композиция, изображающая преподобных Никодима и Спиридона, просфорников Печерских. Святейший Патриарх прочитал молитву и освятил образ святых — покровителей работников Щелковского хлебокомбината.

В храме Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Ювеналий, который представил ему генерального директора ЗАО «Щелковохлеб» И. В. Ларина. На память о посещении завода И. В. Ларин преподнес Предстоятелю картину с изображением преподобного Серафима Вырицкого.

Патриарх обратился к директору и сотрудникам завода со словом, в котором отметил высокое качество изготавливаемых на предприятии просфор. В дар храму он передал шитый образ Божией Матери «Взыскание погибших», а также подарил И.ВЛарину икону святого Иоанна Крестителя. Сотрудникам были розданы иконки с изображением Божией Матери и преподобных Никодима и Спиридона, просфорников Печерских.

После посещения храма Патриарх Кирилл совершил освящение просфорного цеха и ознакомился с его работой.

Следующим пунктом программы пребывания Его Святейшества на Щелковской земле стало посещение набережной реки Клязьмы, где усердием председателя совета директоров холдинга «Щелковский» Д. А. Барченкова построен храм в честь преподобного Серафима Саровского — в том самом месте, где находилась разрушенная в богоборческое время часовня — первая часовня в городе Щелково. Недавно возле храма завершено строительство звонницы с курантами.

Благоустроенная набережная получила наименование в честь Серафима Саровского и стала одним из главных украшений города Щелково. Любимым местом для многих горожан стал расположенный на набережной первый в России парк солнечных часов; одни из часов представляют собой скульптурную композицию «Время».

В приходском доме Троицкого собора в честь визита Святейшего Патриарха был устроен прием, на котором присутствовали участники и почетные гости праздника. Учащиеся православной гимназии «Ковчег» и воспитанники воскресной школы приготовили для гостей небольшой концерт.

Подводя итоги Первосвятительского визита, Святейший Патриарх в своем слове на приеме дал высокую оценку тому духовному возрождению, которое совершается в Московской епархии совместными усилиями Архипастыря и епархиального духовенства в соработничестве с руководством Московской области, муниципальными органами и всего народа Божия.

Следующая статья
Из постановлений Священного Синода от 5—6 октября 2011 г.
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)