Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№1-2 за 2011 год/

XIX Международные Рождественские образовательные чтения

24 января 2011 г. в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Цер-ковь и государство: соработничество в решении общих задач».

Церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом.

В президиуме форума были Преосвященные архипастыри, руководители Синодальных отделов, представители государственной власти, видные ученые.

На открытии Чтений присутствовали архиереи Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций, педагогическая общественность.

Приветствие Президента России Д. А. Медведева в адрес участников Чтений огласил полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Г. С. Полтавченко. Также приветствия в адрес форума направили председатель Правительства РФ В. В. Путин, председатель Совета Федерации ФС РФ С. М. Миронов, председатель Государственной Думы ФС РФ Б. В. Грызлов, министр юстиции РФ А. В. Коновалов, мэр Москвы С. С. Собянин.

С докладами на открытии Чтений выступили министр образования и науки А. А. Фурсенко, министр культуры А. А. Авдеев, министр иностранных дел С. В. Лавров, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванов, председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий.

Затем состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

На втором пленарном заседании Рождественских чтений с докладами выступили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Волоколамский Иларион, президент Российской академии образования Н. Д. Никандров, президент Российской государственной библиотеки В. В. Федоров, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т. В. Склярова.

25 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений прошла третья конференция «Прославление и почитание святых». Перед началом работы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся со словом о случившемся накануне, 24 января, в московском аэропорту «Домодедово» террористическом акте. Владыка зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла и выразил соболезнование родственникам погибших, пожелал скорейшего выздоровления раненым, о чем призвал молиться собравшихся. Владыкой была отслужена лития по погибшим.

Открывая конференцию вступительным словом, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в частности, сказал:

«Возлюбленные братья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная Комиссия по канонизации святых в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений сегодня проводит третью конференцию «Прославление и почитание святых».

Я рад приветствовать ее участников и гостей, из многих епархий нашей Церкви собравшихся в этом зале.

Международные Рождественские образовательные чтения являются значимым христианским форумом, местом встречи и диалога богословов и учителей, миссионеров, катехизаторов. Здесь есть что обсудить и чем поделиться пастырю и пасомым, пожилым и молодежи, учащим и учащимся. Весьма важно, что в общем круге обсуждаемых тем свое почетное место заняла и наша конференция.

С первой конференции «Прославление и почитание святых» мы стремимся использовать возможность рассказать о том благодатном процессе современной церковной жизни, который связан с изучением подвига святых подвижников нашей Церкви, о их прославлении и почитании. Поскольку общая тема нынешних Рождественских чтений — «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач», большинство докладов на нашей сегодняшней встрече будут касаться вопроса взаимоотношения Церкви и государства в различные периоды российской истории. На примере жизни прославленных Русской Церковью святых будет продемонстрировано, как непросто, а порой и драматически они складывались.

Начиная с учреждения в 1989 г. постоянно действующей Синодальной комиссии по канонизации святых процесс канонизации отечественных подвижников веры и благочестия не только стал возрождаться, но и по числу прославленных святых превзошел все ранее известные периоды российской церковной истории. Труд по выявлению имен святых наших сродников, пострадавших за веру в годы гонений, во многих епархиях еще ждет своих ревностных исследователей и делателей.

Анализируя изменения, возникшие в церковной, да и в околоцерковной среде относительно вопросов канонизации, нельзя не заметить, что в современном обществе укрепляется взгляд на канонизацию, с одной стороны, как на нечто обыденное, а с другой — она воспринимается некоторыми как посмертное признание исторической значимости человека. Нередко в Комиссию поступают инициативные просьбы прославить какого-нибудь государственного деятеля, военачальника, хирурга или поэта в лике святых за его выдающуюся профессиональную деятельность. Но для Церкви успехи в социальной, общественной или политической деятельности людей сами по себе не относятся к критериям канонизации. Прославление в лике святых — это свидетельство того, что христианин не только сохранил православную веру, подвизался не только благочестиво, но и неуклонно и ревностно шествовал путем исполнения евангельских заповедей.

Труд по выявлению и изучению подвигов христианского благочестия не происходит поспешно и опрометчиво, а занимает много времени и требует всестороннего изучения и осмысления. Поэтому и канонизация есть не рядовое событие, а истинный праздник для чад Церкви.

В связи с многочисленными канонизациями новомучеников и исповедников Российских ХХ века долг нашего духовенства помочь православным христианам и современному обществу осмыслить высоту подвига новопрославленных святых. Выражаю надежду, что данная конференция внесет свой посильный вклад и в это дело христианского просвещения.

Мученичество и исповедничество — особый благодатный дар, подвиг христианского самоотвержения и апостольского мужества духа. Святые мученики и исповедники не могли без благодатной помощи Христа Спасителя, только своими силами перенести страдания. Благодать Божия и несокрушимая сила духа, являемые в страданиях мучеников, были плодом их высоконравственной жизни. Несмотря на свои неимоверные страдания, они не ожесточались против гонителей, не возмущались, не проклинали их, а желали им познания истины и спасения. «Святые мученики, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — даже и бичуемые, подвергаемые разным мучениям и пыткам, страдая, говорили и делали всё к обращению язычников…»

Во все времена подвиг мучеников как древних, так и новых, крепость их веры и мужество укрепляют верных. «Таким своим единодушием и таким мужеством, — писал священномученик Киприан Карфагенский римским исповедникам, которые вскоре после того прияли мученическую смерть, — вы подали великие примеры единодушия и мужества и прочим братьям. Вы благородно научили бояться Бога, крепко держаться Христа, научили, что в опасности народ должен соединяться со священниками и при гонении братья не должны отделяться от братьев, что тесное согласие ничем не может быть побеждено, что Бог мира дарует миролюбивым то, о чем они просят все вместе. Враг устремлялся возмутить стан Христов насильственным страхом: но с какою стремительностью он напал, с такою же был прогнан и побежден; сколько принес страха и ужаса, столько же встретил мужества и силы».

Свидетельства святых об истинности нашей православной веры укрепляют нас в мужественном исповедании Христа, в терпении и смиренном несении каждым из нас своего жизненного креста. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, рассуждая на эту тему, записал в своем дневнике: «Как ничтожны сомнения, всеваемые врагом в наше сердце во время молитвы (или в другое время) в сравнении с теми свидетельствами истины, в которые облеклась всякая истина веры! Этих свидетельств — бесчисленное множество, к ним принадлежат свидетельства пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников — этого победоносного воинства Господня во всех веках; а что важнее всего, свидетельство Самой воплощенной Истины — Господа Иисуса Христа, Коего слово — путь, истина и жизнь!«»

В ходе конференции были заслушаны доклады архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Библейский взгляд на святость Бога и святость людей»; протоиерея Олега Митрова «Церковная политика императрицы Екатерины II на примере жития священномученика Арсения (Мацеевича)»; игумена Дамаскина (Орловского) «Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858–1918)»; соавторской группы в составе священника Александра Щелкачева, священника Александра Мазырина и Б. А. Филиппова «Церковно-государственные отношения в период коллективизации»; протоиерея Владислава Цыпина «Канонизация „непоминающих“»; монаха Платона (Рожкова) «Оптина пустынь в годы гонений».

26 января 2011 г. в Храме Христа Спасителя состоялась церемония закрытия XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

В рамках закрытия Чтений состоялось награждение победителей и лауреатов VI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Также награды получили победители конкурса фотографий для профессионалов и любителей «Вера в России».

По завершении церемонии награждения Председатель оргкомитета Чтений епископ Зарайский Меркурий объявил о закрытии работы этого крупнейшего церковно-общественного форума, поблагодарив всех участников за активную и плодотворную работу.

С концертом для участников Чтений выступил сводный хор Московских духовных академии и семинарии под руководством игумена Никифора (Кирзина).

Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
на пленарном заседании XIX Рождественских чтений
«Просветительское служение Церкви в современном мире:
достижения и проблемы»

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры!

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений этого года обсуждается взаимодействие между Церковью и государством в сфере образования. В этом контексте заслуживают внимательного рассмотрения достижения и проблемы церковного просветительства в России за минувшую четверть столетия.

Обращаясь к тому времени, когда начиналось православное возрождение ХХ в., а именно к периоду празднования 1000-летия Крещения Руси, вспоминаешь, насколько ограниченными были наши возможности и сколь грандиозны были задачи церковного строительства, подчас казавшиеся неохватными и трудноосуществимыми. Было необходимо преодолеть продолжавшуюся несколько десятилетий изоляцию от общества, возродить искусственно приостановленные традиционные формы социального служения, среди которых одним из важнейших является просветительское.

Ради достижения этой цели трудилась в буквальном смысле вся Церковь, начиная с епископата и кончая рядовыми священнослужителями и прихожанами.

Сегодня, в начале XXI в., когда Церковь живет в условиях свободы, будучи ничем не ограничена, мы можем уже говорить об имеющихся достижениях и в то же время различать существующие проблемы с тем, чтобы предпринимать шаги для их разрешения.

Факты свидетельствуют о том, что служение Церкви востребовано обществом. И в первую очередь это относится к таким сферам нашей деятельности как просвещение и воспитание. Для многих стало совершенно очевидным, что борьбу за будущее России надо начинать с духовно-нравственного формирования подрастающего поколения.

В настоящее время во многих регионах успешно развивается преподавание знаний о Православии, как для взрослых, так и для детей. На начальном этапе это взяли на себя и продолжают делать поныне церковно-приходские воскресные школы, организованные духовенством и верующими мирянами. Сегодня такая форма обучения носит практически повсеместный характер. Значительно расширился педагогический состав, отчасти благодаря профессионально подготовленным светским педагогам. Появились новые программы и учебные пособия. Приобрела высокую степень насыщенности и разнообразия сопровождающая учебный процесс культурно-досуговая составляющая. В результате на многих приходах и в значительном числе обителей такие школы стали настоящими православными образовательно-воспитательными центрами. Они являются добрыми примерами творческого развития православной педагогики, и их деятельность проходит именно в рамках церковного просветительства, не будучи подвержена какому-либо внешнему контролю или давлению. Все это не может не радовать. К примеру, в Московской епархии число таких школ перевалило за тысячу. Казалось бы много, но достаточно ли этого для такого региона с многомиллионным населением, как Московская область? Конечно, нет. Таким образом, мы видим первую сложность на пути религиозного образования, заключающуюся в численной ограниченности кадровых возможностей и наличия площадей. Иными словами, свидетельство о Православии в данном случае пока что ограничено относительно узким кругом лиц.

Если остановиться на недостатках, то ни для кого не секрет, что на некоторых приходах духовенство относится к образовательной деятельности формально, не проявляет интереса к катехизации детей и молодежи. Случается, что воскресные школы при храмах и монастырях вообще отсутствуют.

Есть проблема и с учебником «Закона Божия». Массово переиздаваемое пособие протоиерея Серафима Слободского, написанное для зарубежной аудитории и для условий совсем иного временного и социокультурного контекста, является малопригодным в современных обстоятельствах. Конечно, предпринимаются попытки создания новых книг, но они носят спорадический характер, и в общецерковном масштабе вопрос об апробированном вероучительном пособии для мирян, прежде всего детей, так и не решен. А это напрямую касается успеха просветительской деятельности. Когда сознание детей обременено разнородной и к тому же подчас совершенно ненужной информацией, стоит весьма сложная задача заинтересовать, увлечь рассказом о вере, сделав его доступным для понимания нашего современника. Думаю, что разработка нового учебника «Закона Божия» является сегодня просветительской задачей первостепенной важности.

Остановимся на обобщении того педагогического опыта, который накоплен в Церкви за прошедшие десятилетия. Издано множество литературы, создано немало авторских программ (мы в Московской епархии, к примеру, пользуемся учебниками профессора Московского государственного областного университета Л. Л. Шевченко).

Разработаны разного рода сценарии для организации просветительской деятельности в рамках культурно-досугового времяпрепровождения. Свидетельство тому результаты Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Однако не все эти достижения оказываются доступными для широкой аудитории. Как преодолеть этот недостаток? Было бы целесообразно издавать такого рода материалы или, что еще проще, организовать соответствующую электронную библиотеку в интернете. Думается, что ведущую роль здесь может сыграть Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Важной попыткой утвердить православное просветительство на почве начальных и средних образовательных учреждений стало, прежде всего, создание православных гимназий. Многие из них функционируют весьма успешно, давая обществу хорошо образованных и нравственно устойчивых выпускников. В то же время нельзя не отметить, что доля таких школ незначительна. Кроме того, случается, что так называемые гимназии не всегда отвечают своему названию по уровню преподавания и материально-технической базы. Что касается второго обстоятельства, то здесь трудно кого-либо винить, поскольку внешняя поддержка таких гимназий если и есть, то крайне незначительная. Надо признать, что держатся они фактически на подвижническом энтузиазме создавших их священнослужителей и работающих за символическую плату преподавателей. И вот мы видим вторую проблему: если признается партнерская роль Церкви в образовательном процессе, то назрел переход к государственному финансированию такой деятельности.

В условиях непрерывного роста численности воскресных школ очевидна потребность в увеличении преподавательского состава и повышения квалификации учителей. Ведь до сих пор во многих случаях в воскресных школах преподают верующие миряне-самоучки. Сама по себе такая жертвенность похвальна. Однако отсутствие профессионализма имеет следствием недостаточно высокий уровень обучения.

Во многих школах ученики не удерживаются, теряют интерес к обучению. Имело бы смысл готовить педагогов на создающихся ныне теологических факультетах, тем более что опыт такой имеется в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

До сих пор речь шла о внутрицерковной просветительской деятельности. Между тем и в светской школе на сегодня делается немало для обучения детей знаниям о Православии. Много лет велась дискуссия о целесообразности появления в школе вероучительных предметов. Для них предлагались разные названия. Большинство участников широкого общественного обсуждения соглашались в том, что без духовно-нравственных предметов обойтись нельзя. Настаивала на этом и Церковь.

В результате в епархиях, где условия были благоприятными, преподавание развивалось достаточно интенсивно. Не хочу много говорить о Московской епархии в границах Московской области, лишь отмечу, что курсы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в 13 вузах, 629 школах, в ряде техникумов, колледжей и училищ Московской области. Специальную квалификационную переподготовку для этого прошли 1600 учителей. Духовно-просветительская работа в Московской епархии ведется в 903 различных светских учреждениях. Общее число учащихся, включенных в процесс православного образования — 63 835 человек.

Нельзя не признать, что до сих пор в основе таких достижений на местах отчасти лежат субъективные по своему характеру обстоятельства, связанные с отношениями между Церковью и государством.

Схожий опыт имеется и в некоторых других епархиях. Кое-где уже второй год идет всем известный эксперимент. Однако, до сих пор в отдельных областях дело церковного просветительства по ряду причин, часто внешнего характера, так и не сдвинулось с места.

Важно отметить, что в современных условиях православное просветительство среди молодежи может осуществляться и через разного рода соревновательные мероприятия и олимпиады, через лагеря для детей и юношества, имеющие религиозно-патриотическое направление. Это подчас требует немалых средств. Мы в Подмосковье решаем эту проблему в сотрудничестве с министерствами областного правительства, что еще раз свидетельствует о совместной заинтересованности Церкви и государства в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Главным достижением проделанной в минувшие два десятилетия работы стало следующее.

Во-первых, молодые люди в определенной своей части получили знания о Православии. Многие из них уже создали свои семьи и привели их в храм. Во-вторых, значительная часть учителей приобрела личный духовный опыт, а также признает важность обучения знаниям о Православии не только для обеспечения полноты образовательного процесса в условиях России, но и для нравственного воспитания молодежи. В педагогической среде развернулась многообразная творческая деятельность, направленная на создание различных программ и пособий, призванных помочь учащимся усвоить православные ценности.

Нельзя оставить без внимания то, что иногда преподавание духовно-нравственных дисциплин берут на себя люди, по разным причинам враждебно относящиеся к Православию.

Они могут даже проходить курсы повышения квалификации, однако результат их участия в обучающем процессе является контрпродуктивным. Мне неоднократно доводилось в своих выступлениях говорить о том, что именно верующий учитель будет более всего успешен в своей педагогической деятельности по преподаванию знаний о Православии.

Не будем забывать и о том, что в минувшую эпоху общественно-исторического развития нашей страны школа стояла в авангарде атеистической борьбы. Сохранилось немало «ветеранов» в кавычках, которые считают своим долгом сопротивляться православному просветительству. Это в некоторых регионах ощущается до сих пор.

Служение Церкви на ниве просвещения в современной России находится на пороге нового этапа развития, который должен характеризоваться дальнейшей консолидацией усилий и четкой структуризацией процесса. Нельзя оставлять усилий, направленных на юридическое закрепление присутствия «Основ православной культуры» или аналогичных предметов в светской школе.

В заключение хочется выразить глубокую благодарность всем труженикам православного образования. Эта деятельность сложна, сопряжена с преодолением множества препятствий, но и благословенна. В Священном Писании есть страшные слова о народе, оставившем Бога: «Нечестивые… понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа. Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны» (Прем. 3:10–11). Пусть эти слова будут не про наш народ. Мы объединяем наши усилия для того, чтобы помочь людям преодолеть атеистическое наследие минувших десятилетий и, наконец, в молитвенном благоговении с благодарностью Богу сказать вслед за апостолом: все, что мы делаем, словом или делом, все делаем во имя Господа Иисуса Христа (см.: Кол. 3:17).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.