Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№1-2 за 2011 год/

Святейший Патриарх Кирилл о задачах Церкви в современном обществе

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил 22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя на Епархиальном собрании города Москвы. В нашем кратком обозрении приведены основные мысли Его Святейшества, касающиеся задач Церкви в современный период.

Диалог с государством

«В ныне существующем порядке устроения нашего земного бытия Церковь наряду со светской властью и гражданским обществом является фундаментальной и системообразующей структурой. Но если светская власть и общество обеспечивают устойчивость, саморазвитие и безопасность человеческого общежития, то высшее содержание и непреходящий смысл ему сообщает религия.

Единая задача Церкви, власти и общества состоит, в частности, в том, чтобы не допускать разрушительных социальных потрясений, соблюсти баланс сил и интересов. А для этого необходимо поддерживать многосторонний диалог, практически развивать идеи социального партнерства во имя обеспечения поступательного и мирного развития страны, своевременного и эффективного решения сопровождающих его проблем».

Межнациональные проблемы и пути их разрешения

«Первопрестольный град Москва представляет собой современный, бурно развивающийся мегаполис. Согласно только что опубликованному докладу Всемирного банка, Россия вышла на первое место в Европе и на второе место в мире по числу прибывающих в страну трудовых мигрантов.

Потеряв или не найдя работу, часть приезжих становится на путь нарушения закона, чем обусловливается заметный рост этнической преступности в Москве. Участники этнических преступных группировок, с которыми борются правоохранительные органы, нередко пытаются уйти от ответственности, выдавая себя якобы за жертв ксенофобии и национальной нетерпимости, что провоцирует радикальную реакцию со стороны части коренного населения.

В деле преодоления межэтнических напряжений первопроходцами должны стать, по моему глубокому убеждению, люди верующие. Мы призваны быть добрым примером христианского отношения ко всем без изъятия, кому потребуются наша помощь, забота и участие. Ибо Православию чужда идея национального превосходства, ему также неведома ненависть к представителям других религий.

Нам представляется, что достижение подлинного межнационального и межрелигиозного мира в современной России возможно только при условии религиозно-нравственного воспитания граждан. И начинать это воспитание нужно уже со школьных лет. Уроки толерантности, на которые в последнее время обращены надежды некоторых педагогов светской школы едва ли могут принести реальную пользу. Формальная политкорректность — это далеко не то же самое, что глубокая религиозно-нравственная убежденность человека в том, чтó есть благо, а чтó — грех. И если межнациональная вражда, презрительное и злобное отношение к носителям иных религиозных взглядов — это грех, то именно просвещенная религиозность, а не политкорректность, позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе.

Это весомый аргумент рассматривать повсеместное преподавание „Основ религиозной культуры“ как дело крайне насущное, особенно в нынешней ситуации, когда в стране больше нет общенациональных детских и молодежных организаций, а подрастающее поколение зачастую оказывается беззащитным перед лицом человеконенавистнических идеологических соблазнов и лжеучений века сего».

Задачи монастырей в деле духовного возрождения общества

«Монастыри издревле являлись оплотом веры православного русского народа, средоточием его молитвенной силы, важными духовными центрами. Поэтому крайне важно, чтобы насельники и насельницы наших монастырей с кротостью и ответственностью осознавали свое особое призвание и активно участвовали в духовно-нравственном возрождении современного общества».

Необходимо, чтобы «в монастырских стенах наряду с возрождением порушенных святынь происходил внешне неприметный, но реальный процесс преображения человеческих душ. Потому отцам наместникам надо неленостно заботиться о том, чтобы каждый клирик и насельник обители обязательно получал духовное образование. Настоятельницам же следует проявлять попечение как о возможном образовании насельниц в духовных школах, так и о том, чтобы создавать необходимые для обучения условия в обителях.

Осознавая особую важность этой общецерковной задачи, Синодальная комиссия по делам монастырей по Патриаршему благословению определила наличие духовного образования как обязательного требования к монашествующим, приготовляющимся к принятию священного сана».

Монастырское социальное служение

«Монастырь, при котором имеется детский дом или приют, должен в первую очередь заботиться о духовном окормлении детей и воспитателей, о получении детьми качественного среднего, а в некоторых случаях и высшего образования. На нем также лежат обязанности по подбору персонала, обеспечению финансирования, решению хозяйственных вопросов.

В то же время монастырский детский дом или приют не может становиться интегральной частью монастыря. Он должен существовать в специфическом обособлении от него. Тем более недопустимо в процессе воспитания детей налагать на них „бремена неудобоносимые“ в виде монастырских послушаний или епитимий».

Работа с молодежью

«Пожалуй, в качестве наиболее масштабного и впечатляющего примера работы с молодежью следует назвать опыт московского Данилова монастыря и действующего при нем Патриаршего молодежного центра. На базе Школы молодежного служения в течение двух лет осуществляется подготовка молодых людей к предстоящим им трудам по катехизации, к церковной социальной работе, к преподаванию православной культуры, к начальной миссионерской деятельности.

Чрезвычайно актуальным видится и еще одно, совсем новое направление в молодежном служении Данилова монастыря. В начале текущего учебного года в Патриаршем молодежном центре впервые начато обучение по специализации „организация молодежного служения на приходе“».

Практические вопросы пастырского служения

Святейший Патриарх отметил необходимость того, что «храмы Божии должны быть открыты для людей на протяжении всего дня и что в этих храмах надлежит присутствовать дежурным священникам».

В некоторых храмах не допускают к причащению маленьких детей, если они не были на Литургии от начала и до конца. «Это недопустимо. К детям, отрокам, матерям с малолетними детьми, старикам надо относиться с пастырским снисхождением».

Недопустимо и «халатное отношение священнослужителей к последующей катехизации и воцерковлению новокрещеного. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения».

Приходская жизнь

«В приходе есть три категории людей: люди, которые там работают, это костяк храма; люди, которые посещают храм регулярно, но работают „в миру“, стараясь в меру сил помогать храму; и люди, которые заходят в храм впервые или изредка». Необходимо работать со всеми тремя категориями людей, использовать разные формы и степени вовлечения их в приходскую жизнь. Надо активнее вовлекать в приходскую жизнь православные семьи».

«Священство, в особенности молодое священство, должно намного более требовательно относиться к себе и более ответственно — к своему служению. Это касается, в том числе, и усилий по повышению своего образовательного уровня. Священнослужители, не испытывающие потребности в духовном росте и в получении законченного духовного образования, не будут выдвигаться на получение иерархических наград, для них закрывается возможность получить должность настоятеля. Более того, они предупреждаются, что в случае дальнейшего уклонения от получения образования будут переводиться на должности псаломщиков».

Далее Святейший Патриарх остановился на проблемах социального, молодежного и катехизаторского служения. В связи с тем, что активная работа по этим направлениям началась недавно, наблюдаются болезни роста.

«Церковь не может остаться в стороне от того, что происходит сегодня с нашим обществом, особенно с молодежью. Декабрьские события показали, что отступать некуда…» Святейший Патриарх призвал использовать успешный опыт благочиний и приходов по организации волонтерских групп и отрядов помощи восстановлению сельских храмов, сочетая эту работу с летним отдыхом молодежи и студентов. Также организовывать для молодежи паломнические поездки, привлекать ее к участию в крестных ходах. Использовать опыт приходов, уже создавших спортивно-патриотические клубы для молодежи, а также клубы досуга и увлечений по опыту прежних обществ юннатов и юных техников.

Информационная и издательская деятельность

Святейший Патриарх с удовлетворением отметил появление новых «православных проектов в области печатных и сетевых СМИ», творческую работу, осуществляемую порталом «Православие и мир» при поддержке Синодального информационного отдела.

Святейший Патриарх напомнил «о мерах, уже предпринятых Священноначалием для того, чтобы в целом повысить качество реализуемой при храмах печатной продукции, а также пресечь проникновение в церковную систему периодики и иных изданий сомнительного, а то и открыто антицерковного содержания. «В прошлом году мы уже говорили о необходимости введения специальных грифов для книг и газетно-журнальной периодики, присутствующих в церковной сети. Были приняты соответствующие решения Священного Синода, и сегодня все издания, поступающие для распространения в церковную сеть, должны иметь разрешающий гриф Издательского Совета.

С 1 сентября 2011 г. всем СМИ, предназначенным для распространения по церковным каналам, также необходимо будет получить гриф „Одобрено Синодальным информационным отделом“. Заявки заинтересованных структур принимаются, и первые разрешения уже были выданы. Распространение в храмах книг и СМИ, не имеющих соответствующих грифов, не допускается».

Необходимо улучшить работу приходских сайтов, сделать их, насыщенными актуальной и полезной информацией, они могут стать важным элементом приходской жизни.

При взаимодействии со светскими СМИ следует «научиться уважительно, тактично и целенаправленно работать с нашими светскими коллегами, понимать специфику их профессиональной заинтересованности, не отпугивать их и не отталкивать от себя, наконец, уметь говорить с ними на их языке».

Социальная деятельность

Говоря о социальной деятельности Церкви, Святейший Патриарх подчеркнул, что она обращена к страдающей части мира. «Эти люди ждут нашей помощи и нередко видят в Церкви свою последнюю надежду».

«Далеко не все задачи социальной работы возможно решить на уровне отдельного прихода. Убежден, что нам следует всячески содействовать такого рода объединению усилий, которое способно дать максимальный синергийный эффект. Чрезвычайно желательно, чтобы в каждом благочинии было такое объединяющее людские и материальные ресурсы совместное социальное делание наших приходов».

Касаясь острейшей проблемы в России наших дней — алкоголизма и наркомании, Святейший Патриарх призвал искать «различные формы помощи людям, подверженным наркотической и алкогольной зависимостям».

«Поддержка семьи является одной из важнейших задач для всех социальных структур нашей Церкви. Полагаю, что было бы целесообразно создать аналогичные церковные организации поддержки материнства во всех епархиях нашей Церкви».

Святейший Патриарх сказал о трудностях пастырского душепопечения, миссионерской и катехизаторской работы священнослужителей и мирян в местах лишения свободы, которые связаны с режимными требованиями этих учреждений. В связи с этим «сегодня необходимо вести диалог об изменении в правилах внутреннего распорядка СИЗО, которые не учитывают сложившуюся практику взаимодействия с религиозными организациями. Другая тема для обсуждения — актуальность признания особого статуса тюремных священников, которые рассматриваются государством как лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в местах лишения свободы.

Это необходимо в первую очередь во имя реализации фундаментальных конституционных прав заключенных на свободу совести и религиозного вероисповедания». Святейший отметил, что «в ближайшие годы потребуется приложить еще немало усилий для того, чтобы предпринятые труды по воцерковлению узников и сотрудников ФСИН, по духовному оздоровлению психологического климата в местах заключения получили дальнейшее плодотворное развитие. Параллельно следует стремиться к тому, чтобы соработничество Церкви с учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний обрело черты системности и получило нормативно-правовую основу, отвечающую как специфике нашего служения, так и реалиям жизни в местах лишения свободы».

О работе с молодежью

Говоря об этой проблеме, Святейший Патриарх подчеркнул: «Выработка и последовательное воплощение в жизнь собственной молодежной политики остаются на протяжении последнего времени приоритетной задачей нашей Церкви».

Но — «ни современная семья, переживающая очевидный внутренний кризис, ни школа, где образование, к сожалению, оторвано от воспитания, ни социум, который должен был бы прививать моральные устои и ценности, — никто сегодня не способен дать ищущей молодежи удовлетворительные ответы на ее вопрошания. Единственная современная российская институция, у которой имеются такие мировоззренческие и аксиологические ответы, — это Церковь. И именно нам предстоит помочь вступающим в жизнь молодым людям найти себя во Христе, открыть им дом Божий как дом их души».

Религиозное образование и катехизация
Православные общеобразовательные учебные заведения

«В числе приоритетных вопросов обеспечения эффективной работы православных общеобразовательных учебных заведений следует назвать следующие:

— Подготовка преподавателей вероучительных дисциплин.

— Разработка учебно-методических комплексов и примерных курсов по вероучительным дисциплинам для всех ступеней общеобразовательной школы и их внедрение в православных школах, гимназиях и лицеях.

— Определение церковно-юридического статуса православных учебных заведений.

— Приобретение религиозными организациями Русской Церкви необходимых помещений для православных общеобразовательных учреждений.

Эти задачи должны решаться в рамках деятельности Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата с привлечением ученых, учителей, юристов, богословов и священнослужителей, работающих в сфере образования. Это необходимо не только для Москвы, но и для всех епархий Русской Православной Церкви».

По степени заинтересованности детей и родителей по-прежнему выделяются три направления работы воскресных школ: культурно-просветительское, спортивное и военно-патриотическое.

Как показывает опыт, эти три вида деятельности приходских воскресных школ продолжают в большинстве случаев вызывать встречный интерес у руководителей местной власти. Также очевиден живой интерес самого подрастающего поколения к этим прикладным направлениям деятельности воскресных школ, что открывает перед нами дополнительные перспективы в молодежном служении.

«Организаторами приходской работы с детьми и молодежью остро ощущается отсутствие учебников и методических пособий, которые были бы изданы в соответствии с Единой учебно-методической программой, специально разработанной для преподавания в воскресных школах и утвержденной Отделом катехизации и религиозного образования Московского Патриархата.

Эти новые учебники и методики необходимо разработать с учетом интересов современного молодого человека и распространять через благочиния. При организации занятий на приходах важно продумать и выверить время их проведения в соответствии с возможностями и возрастными особенностями учащихся. Но, конечно, никакие методики, будучи сами по себе полезным подспорьем для преподавателя, никогда не заменят детям живого общения со взрослым и мудрым верующим человеком, несущим им Слово Божие. Уроки Закона Божия должны расширять духовный кругозор маленького человека, пробуждать нравственные чувства, но отнюдь не превращаться в сухой пересказ методички».

Существует проблема низкой посещаемости некоторых воскресных школ. «Нынешние дети и подростки родились и формируются уже в разительно изменившемся со времен нашего собственного взросления мире, нередко они недоверчивы, критичны и ироничны ко всему, что предлагается им на безальтернативной основе. По этой причине сегодня крайне необходимы клубы общения и диалога, разного рода встречи и вечера, совместное участие в интернет-форумах, свободные беседы с ответами на вопросы, волнующие молодых и еще не воцерковленных людей. Особый интерес для молодых представляет возможность неформального общения как со своими уже воцерковленными сверстниками, так и с известными и интересными людьми православных убеждений. Чрезвычайно востребованы молодежью летние приходские мероприятия, лагеря, походы, обязательно с участием священника и желательно в местностях, прилегающих к храму или монастырю. Такого рода мероприятия требуют продуманной организации, включая заботу о питании, безопасности и здоровье детей.

Следует всячески поощрять молодежные инициативы на приходах. Дети, подростки и юноши должны чувствовать себя частью прихода, облеченными доверием настоятеля, имеющими ответственность перед своим храмом, объединенными общими интересами, заботами и чаяниями. При таких условиях вопрос о том, каким именно направлением церковно-общественной деятельности станет заниматься молодежь на приходе, будет зависеть только от конкретных интересов самой молодежи и местных возможностей».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.