Священник Сергий Ванюков. О днях совершения Литургии Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров
и ее происхождение

Как известно, Литургией Преждеосвященных Даров называется совершаемое в седмичные дни Великого поста богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной Литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике. Шестой Вселенский Собор (52-е правило)2 утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной Литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением Евхаристии3.

Вопрос о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров является трудным4, потому что самые ранние свидетельства о ее существовании относятся к началу VII в. Одно из них — в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии патриархе Константинопольском с первой недели поста, четвертого индикта (615 г.) начали петь после Да исправится, во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона (сосудохранительницы, особого строения рядом с храмом, где хранились святые мощи, священные сосуды и совершалась проскомидия5) на Престол, после того как иерей скажет По дару Христа Твоего, народ тотчас начинает: Ныне Силы Небесные…»6

В древнейшей из сохранившихся рукописей византийского Евхология (ркп. Ватиканской библиотеки Barberini. gr. 336, кон. VIII в.) приводятся молитвы чина Литургии Преждеосвященных Даров, не называемые «Литургией», но лишь «преждеосвященными» (Fol. 38v-43v)7. Приведенное в этом Евхологии богослужение совершалось вечером, «во светильничное же, после чтений и Да исправится, и Господи, помилуй, бывает молитва оглашенных при [совершении] Преждеосвященных»8. Под «чтениями» подразумеваются паримии на вечернях Великого поста; усиленное чтение Ветхого Завета за великопостным богослужением обусловлено древним обычаем подготовки оглашаемых к принятию Крещения в Великую субботу или на Пасху; епископы и пресвитеры читали оглашаемым Священное Писание и произносили огласительные поучения. Об этом рассказывает Эгерия в своем «Паломничестве»9; свт. Иоанн Златоуст упоминает о том, что огласительные наставления сопровождались обрядом возжжения светильников, необходимого ввиду того, что наставления продолжались до вечера10. Этот обряд в современной нам практике заключается в том, что иерей, выйдя из алтаря со светильником в руках, обращается к народу со словами: Свет Христов просвещает всех. Употребление этого обряда зафиксировано в памятниках III—V вв.11 Происхождение этого обряда лежит в древней иудейской (и даже шире — средиземноморской) благочестивой традиции — при зажигании вечерних светильников произносить благодарение за свет, ниспосылаемый Всевышним, чтобы люди могли видеть в ночной темноте. В Христианской Церкви этот обряд получил новый смысл. Светильник, вносимый в молитвенное собрание, напоминал верующим о присутствии среди них Христа, Который назвал Себя «Светом миру» (Ин. 8:12 и 9, 5).

Таким образом, «катехетическими» элементами чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров можно назвать: поучения оглашенным и готовящимся к принятию крещения, начинавшиеся во второй половине дня и длившиеся до наступления вечера; возглашение Свет Христов просвещает всех и древний обряд внесения светильника в молитвенное собрание; респонсорное исполнение вечернего («светильничного») 140-го псалма Да исправится молитва моя. К этим элементам было присоединено Причащение, которое стало общецерковным12. В Константинополе это, вероятно, произошло между 531–536 гг. в правление св. императора Юстиниана. В Константинополе вошло в обычай частое совершение Литургии Преждеосвященных Даров — так, св. патриарх Никифор Исповедник предписывал совершать Литургию Преждеосвященных в среду и пятницу в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую Пятницу. Согласно константинопольскому Студийско-Алексиевскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV в., эта Литургия совершалась в среду и пятницу сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу13.

По словам прот. К.Никольского, еще в XIX в. в Киево-Печерской Лавре Литургия Преждеосвященных Даров служилась во весь пост, кроме понедельника и вторника 1-й седмицы14. Эта традиция совершать Преждеосвященную службу в будние дни Великого поста ежедневно, несомненно, сохранилась от времени господства Студийского устава. Тем не менее эта традиция толковалась в контексте устава Иерусалимского — Преждеосвященную Литургию совершали ежедневно только в Пещерах, при этом ежедневно пели в Пещерах полиелей в честь кого-либо из святых, в Пещерах погребенных.

Дни совершения
Литургии Преждеосвященных Даров
по действующему Уставу

Нынешний Церковный Устав четко определяет дни, в которые совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это среда и пятница в течение первых шести седмиц Великого поста, четверг 5-й седмицы («четверг Великого канона»), первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, Преждеосвященная Литургия должна служиться в понедельник, вторник и четверг 2-й — 6-й седмиц св. Четыредесятницы, если в эти дни совершается полиелейное богослужение. Данная традиция существует на Руси со времени перехода на Иерусалимский Устав и совпадает с современной практикой Православного Востока15.

К категории праздников, в которые Типикон предписывает обязательное совершение полиелея в седмичные дни Великого поста и, следовательно, подразумевает служение Литургии Преждеосвященных Даров, относятся: Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских (9 марта ст. ст.) и храмовый праздник.

Следует также отметить, что в Русской Церкви при совпадении еще памяти святителя Московского Алексия (12 февраля ст. ст.) с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться полиелейная служба (с Литургией Преждеосвященных Даров), о чем свидетельствует специальное указание Типикона, помещенное под 12 февраля: «Аще ли пост: поем ему [свт. Московскому Алексию. — свящ. С.В.] по Маркове главе, якоже указася пети Обретению Честная главы Предтечевы» (Типикон, 12 февраля, 1-е «зри»). Эта рубрика Устава, относящая память святителя Московского Алексия к праздникам, в которые обязательно должна совершаться полиелейная служба с Литургией Преждеосвященных Даров, является во многом уникальной. Для действующего Типикона в целом не характерно установление памятей русских святых в качестве общеобязательных для всей Русской Церкви, а также подробное изложение богослужения в честь русских святых. Тем ценнее для нас должно быть это указание Устава.

На первой седмице Великого поста совершение Литургии Преждеосвященных Даров возможно лишь в обычные дни — среду и пятницу — и без полиелея. Полиелейные праздники, совпавшие с 1-й седмицей св. Четыредесятницы, согласно Уставу, переносятся. Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля). Если во вторник, среду, четверг или пятницу 1-й седмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на субботу 1-й седмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодора Тирона (ср.: Типикон, 31-я и 32-я храмовые главы, 8-я Маркова глава под 24 февраля). Только начиная со 2-й седмицы св. Четыредесятницы в будни возможно совершение полиелейной службы.

Следует отметить, что память святителя Московского Алексия, отмечающаяся 12 февраля (ст. ст.), выпадает на дни Великого поста нечасто — только при ранней Пасхе. Текущий год с самой ранней Пасхой предоставил нам редкий случай быть свидетелями такого совпадения, при котором полиелейная служба святителя Московского Алексия в дни Великого поста не переносилась на другой день, а совершалась (с Литургией Преждеосвященных Даров) в сам день празднования — четверг 2-й седмицы св. Четыредесятницы. Последний случай такого совпадения имел место быть в 1915 г.

Особо следует отметить, что совершение Литургии Преждеосвященных Даров ради погребения или поминовения усопших является недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной Литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой16. Именно потому, что Литургия Преждеосвященных Даров не может быть заупокойной, в ее чинопоследовании не предусматривается произнесение заупокойной ектении и присоединение каких-либо заупокойных песнопений (за исключением стихиры на вечерне на Господи, воззвах в пятницы 2-й, 3-й и 4-й седмиц, поскольку в субботы этих седмиц совершается поминовение усопших). Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом17. Особо следует сказать о совершении Литургии Преждеосвященных Даров во внеурочные седмичные дни Великого поста по благословению Преосвященных архипастырей (например, в дни памятей местночтимых святых, в дни тезоименитств или иных торжеств). Как правило, данная практика не противоречит действующему Уставу, поскольку существует в контексте предписаний Типикона, разрешающего служение Литургии Преждеосвященных Даров при совершении полиелейного богослужения.

Заключение

Рассмотрев вопрос о днях совершения Литургии Преждеосвященных Даров, нельзя не отметить, что для решения возникающих в богослужебной практике вопросов нужно, в первую очередь, обращаться к литургической традиции Церкви, зафиксированной в богослужебных книгах, а также в авторитетных руководствах и толкованиях Устава. Необходимо усвоить слова свт. Афанасия (Сахарова), видного литургиста XX в., о бережном отношении к богослужебной традиции: «В богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность… Наше богослужение — высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы… И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, — это не значит, что его вовсе нет… Это значит только, что мы пока еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе… Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание Церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в Уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь»18. Очевидно, что в своем видении свт. Афанасий основывается на совете ап. Павла: «Тeмже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2:15). Этот совет должен быть руководством и для каждого христианина, которому дорога «многоценная жемчужина» (Мф. 13:45–46) православного богослужения.


  1. Подробнее об историческом развитии, богословских аспектах и богослужебных особенностях Литургии Преждеосвященных Даров см.: Ванюков С.А. Чин Литургии Преждеосвященных Даров (Исследование печатных изданий) // Богословский сборник. М., 2001. Вып. 8. С. 269–294.
  2. См.: Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893, 1992р.
  3. Ср.: Алфавитная Синтагма: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. Симферополь, 1892; М., 2006р. С. 363.
  4. См.: Успенский Н.Д. К вопросу о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров // Журнал Московской Патриархии. М., 1976. № 2. С. 71.
  5. См. Taft R.F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 19782. (OCA; 200). P. 185–191.
  6. Chronicon Paschale // PG. T. 92. Col. 989.
  7. См. издание рукописи: Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae», «Subsidia». 80). P. 42–48.
  8. Ibid. P. 42.
  9. См.: Maraval P. Journal de voyage [SC 296. Paris, 1982]; Паломничество по Святым местам / Пер. И. В. Помяловского // Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 20. С. 103–172.
  10. См. Успенский. К вопросу… С. 73.
  11. Там же.
  12. Исторические данные позволяют видеть Севира Антиохийского одним из распространителей этой практики.
  13. См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
  14. Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. С. 458.
  15. Ср.: `IeratikÒn. ‘AqÁnai, 1995. S. 200.
  16. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 129–130.
  17. Существует предположение, согласно которому вечерня праздника Благовещения при совпадении его предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров вне зависимости от дня седмицы (см. подробнее: Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х. Благовещение // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 254–265; Ванюков С.А. Благовещенские главы // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 274–275). Данное мнение основывается, в первую очередь, на аналогии с богослужением Рождества Христова и Богоявления (вечерня которых соединяется с Литургией при выпадении сочельников на седмичные дни), а во-вторых, на указаниях старопечатных Уставов, в которых при описании богослужения вечерни Благовещения отсутствует рубрика: Аще же несть Преждеосвященных. В этой связи следует заметить, что традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в предпразднство Благовещения, выпавшее на понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста (кроме четверга 5-й седмицы), не закрепилась в современной богослужебной практике. Авторитетные руководства по Богослужебному Уставу также не рассматривают предпразднство Благовещения в качестве дня, в который совершение Преждеосвященной Литургии обязательно (см., например: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458).
  18. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 22, 26.
Следующая статья
О приходской школе Иоанно-Богословского храма в Коломне
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)