В Неделю третью Святой Пасхи Церковь вспоминает о явлении Воскресшего Христа
Кто же они,
Правда, о явлении Богоматери воскресшего Христа в Евангелии прямо не говорится. Евангелист Иоанн, сказав, что при Кресте Христовом стояла Богоматерь с другими женами (Ин. 19:25), о явлении Ей воскресшего Христа не повествует. А евангелист Матфей, как бы вместо Богоматери, упоминает о предстоявшей Кресту Марии, матери Иакова и Иосии (Мф. 27:56), и о том, что Мария Магдалина и другая Мария, видимо, та же Мария — мать Иакова и Иосии, сидели против гроба (Мф. 27:61). На рассвете первого дня недели пошли посмотреть гроб (Мф. 28:1). Кто же эта «другая Мария», Которая, видимо, и названа выше Марией, матерью Иакова и Иосии, как не упомянутая у Иоанна в числе предстоящих Кресту Богоматерь, называемая «Иаковлевой» или Иосиевой (Мк. 15:47; 16:1) по усыновлению Ею, обрученной Иосифу, детей его от первого брака: Иакова, Иосии и других? Если о Ней упомянуто лишь прикровенно, то, может быть, потому, что Она вообще любила, по глубокому смирению, слагать в сердце Своем словеса о Божественном Сыне, поскольку эти словеса и дела касались Ее Самой (Лк. 2:19, 51). Тем более, что жены вообще сначала не сказали никому о видении у гроба по причине страха (Мк. 16:8).
Могла ли не быть у гроба Сына Своего Богоматерь? Мог ли не явиться воскресший Христос Ей, более всех болезновавашей о Божественном Сыне?
И Он явился Ей, может быть, ранее Марии Магдалины, когда та побежала от пустого гроба к апостолам Петру и Иоанну (Ин. 20:1–2), а Богоматерь осталась при гробе. Во второй раз явился Ей Господь, как и Марии Магдалине, на обратном пути от гроба, сказав: «Радуйтесь!» (Мф. 28:9).
Из других жен евангелисты упоминают прежде всего Марию Магдалину, о которой нарочито замечают, что Христос изгнал из нее семь бесов (Мк. 16:8; Лк. 8:2). Не говорят евангелисты, что бесы владели ею посредством
Познав, ощутив всем существом своим, какое несравненное сокровище Божественной жизни носит в Себе Христос, Мария Магдалина сделалась Его истинной ученицей, ради приобретения многоценного бисера оставившей все в мире (Мф. 13:46). С такой любовью ко Христу, со смертью Которого Мария не хотела более взирать ни на какие радости земли, хотела как бы вся без остатка истаять в слезах любви по Христе умершем, шла она ко гробу помазать Тело Божественного учителя. И тут Он явился ей воскресший. Когда же она хотела в порыве охватившей ее радости броситься ко Христу, то получила повеление не прикасаться к Нему по земному обычаю. Так, будто Он
Менее говорится в Евангелии о других женах. Называется среди них Соломия, мать апостолов Иакова и Иоанна, ученика, которого любил Иисус. Не она ли передала Иоанну эту несравненную любовь ко Христу, которую Он потом столь умножил, что сделался «апостолом любви» по преимуществу? Правда, Соломия мечтала о земных почестях для сыновей своих. Но когда она познала, что Христос хочет даровать радость Царства не земного, а Небесного (Мф. 20:21–28), то начала без сомнения искание этого Небесного Царства, восприняла в себя веяние доселе неизвестного миру духа любви Христовой (Лк. 9:55–56), превосходящей всякую человеческую любовь, как блаженство небес превосходит всякие радости земли. Упоминаются далее среди жен, следовавших за Христом, Иоанна, жена Хуза, домоправителя Иродова, и Сусанна, служившая Христу от имения своего и от Него обогатившаяся духовно (Лк. 24:10; 23:49; 8:2, 3).
Возможно, что были в числе
Если первая Ева услышала от Бога после падения: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), то Пречистая Дева первая должна была услышать: «Радуйся» после воссоздания падшего человека Воскресением Христовым.
И еще одно библейское повествование как бы уясняет нам причину явления Воскресшего Христа прежде женам. Описывая глубокое развращение человечества перед потопом, который и истребил его, бытописатель указывает на то, что особый толчок к развращению дан был дочерьми человеческими, красотой которых пленились сыны Божии и которых стали брать себе предпочтительно в жены (Быт. 6:2–3). Видимо, «дщери человеческие»,
Находясь около истинного Сына Божия, Который по снисхождению сделался и прекраснейшим из сынов человеческих, дщери человеческие должны были учиться тому, как превращаться в дщерей Божиих, приобретать себе не внешнюю красоту, а духовную, богоподобную. Учиться привлекать к себе взоры и благоволение Божие, украшая в себе не внешнего человека, а сокровенного сердца человека, носящего образ и подобие Божие (1 Пет. 3:4). Они должны были, пленившись Божественной красотой Христа, идти вслед за Ним, куда бы Он ни пошел (Апок. 14:4), принося Ему благовонное миро. Стремиться вслед за благоуханием Его Божественной жизни, оплакивать Его, умершего, слезами любви, а потом радоваться райской радостью вечного живого общения с Ним, ибо на небо Он восходил. И так как в этом своем Божественном искании
Вот какие мысли вызывает в нас явление воскресшего Христа
Тверь,
21 апреля 1930 г.