Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№9-10 за 2009 год/

Встреча с директорами подмосковных школ

10 сентября в Архиерейском доме в Коломне состоялась встреча митрополита Ювеналия с директорами средних общеобразовательных школ Московской области.

В ней приняли участие первый заместитель министра образования Правительства Московской области В. Г. Чайковский, представители коломенских учебных заведений, священнослужители, сотрудники Министерства образования Московской области.

Первым к собравшимся обратился В. Г. Чайковский, отразивший в своем докладе вехи развития совместной работы Министерства образования Московской области и Московской епархии. Владимир Георгиевич также рассказал о перспективах дальнейшего сотрудничества Церкви и школы в Подмосковье, подчеркнув первоочередное значение формирования нравственного облика подрастающего поколения.

Следующим было выступление митрополита Ювеналия, в начале которого Владыка поделился мыслями о важности соработничества священнослужителей и педагогов в деле воспитания детей и юношества. Пример такого сотрудничества показала Любовь Викторовна Бараблина, много лет возглавлявшая школу № 3 города Коломны и недавно вышедшая на пенсию. За усердные труды Владыка Ювеналий удостоил её награждения благодарственной митрополичьей грамотой.

Далее Владыка предложил обсудить пути дальнейшего развития сотрудничества между Церковью и государством в сфере образования, которое за последние годы значительно укрепилось и постоянно обогащается и по форме, и по содержанию. В частности Владыка сказал:

«Недавние события дают дополнительный позитивный импульс нашему соработничеству. Я имею в виду состоявшееся 21 июля в государственной резиденции „Барвиха“ совещание под председательством Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Среди приглашенных были как высокопоставленные работники правительственных структур, так и представители традиционных религий России. Одной из обсуждавшихся тем стал вопрос о преподавании в средних учебных заведениях основ религиозной культуры и светской этики.

Глава государства заявил, что принял положительное решение по данному вопросу. Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что во многих регионах страны уже накоплен значительный опыт преподавания основ религиозной культуры, что упрощает решение этой задачи на федеральном уровне. Таким образом, мы можем сказать, что Президент косвенно дал высокую оценку и того, что было сделано в Московской области в сфере духовно-нравственного просвещения.

Скажу больше. Наверное, ни в одном регионе нет таких достижений, как в Подмосковье. Приведу только один пример. Через три дня Коломну посетит с Первосвятительским визитом Святейший Патриарх Кирилл. Он будет присутствовать в здешнем грандиозном конькобежном центре на Открытом уроке под названием „Наследие веков живое“. Урок будет посвящен духовным основам нашей культуры. В зале соберутся 5 тысяч школьников со всего Подмосковья. Они получат в подарок иллюстрированную книгу для чтения, традиционно издаваемую к такому уроку, который проводится уже в третий раз. Такое событие, безусловно, является уникальным.

Но вернусь к теме совещания у Президента России. Дмитрий Анатольевич высказался за проведение эксперимента по преподаванию религиозной культуры в 18-ти регионах. Было подчеркнуто, что преподавать этот предмет будут светские педагоги, но с обязательным учетом обширного опыта методических, концептуальных и иных разработок, накопленных традиционными конфессиями России. Предполагаемой датой начала повсеместного введения в школьное обучение основ религиозной культуры и светской этики был назван 2012 год.

Вы хорошо помните, как на протяжении многих лет шла в нашем обществе дискуссия о возможности и целесообразности религиозного просвещения школьников. Были и противники, и сторонники. Но параллельно со спорами шла конкретная работа, в частности у нас в Московской области. И действительность показала, что и дети, и родители проявляют интерес к таким предметам, как „Основы Православной культуры“ и „Духовное краеведение Подмосковья“. На праздник Преображения Господня я побывал в Люберцах, где состоялось богослужение, а затем в присутствии множества горожан — закладка нового храма. Мне запомнилось выступление на праздничной трапезе директора люберецкой школы № 5 Татьяны Леонидовны Беловоловой, которая сказала, что родители, отдающие детей в первый класс, однозначно воспринимают преподавание в этой школе основ религиозных знаний как залог позитивного воспитательного процесса в этом учебном заведении.

В связи решением, которое было принято на совещании у Президента Д. А. Медведева, встает вопрос о дальнейших путях преподавания „Основ Православной культуры“ или „Духовного краеведения Подмосковья“. Мы все понимаем сложности, существующие на этом пути, и в то же время отдаем себе отчет в абсолютной необходимости преодоления нравственного упадка в детской и молодежной среде.

Преподавание духовно-нравственных предметов требует от учителя не только внимательного и уважительного отношения к той тематике, которую он будет квалифицированно излагать на уроках, но и определенной внутренней работы, если хотите, углубленного осмысления и переживания содержания предмета.

Здесь мы подходим к вопросу о роли личности педагога в процессе обучения. В последние годы было многое сделано для того, чтобы хотя бы часть учителей Подмосковья, преподающих „Основы Православной культуры“, могла пройти курсы переподготовки. Надеюсь, что работа в данном направлении будет продолжаться. Наше духовенство со своей стороны всегда активно содействовало этому и будет так поступать и впредь.

Думаю, вы разделяете мое мнение, что подготовка преподавателей религиозной культуры — дело очень ответственное. Проведение тестирования по результатам курсов повышения квалификации может показать, правильно ли усвоен материал курса, адекватно ли осмыслено его предназначение. Хорошо ли будет, если личные увлечения учителя, к сожалению подчас носящие субъективно-спиритуалистический или даже сектантский характер, внедрялись в сознание детей под видом рассказа о Православии. Будет также достойно огорчения, если подача материала будет враждебной или сопровождаться атеистическими выпадами. Во всех этих случаях учащимся, добровольно решившим получить знания о Православной культуре, будет нанесен серьезный духовный вред.

Здесь мы подходим к ключевому вопросу: зачем мы стремимся развивать преподавание религиозных знаний? Уверен, что на этот вопрос вы единодушно ответите: мы делаем это ради возрождения народа России.

Нельзя не признать, что сегодня мы являемся свидетелями серьезных явлений культурной, нравственной и даже лингвистической деградации нашего общества. На этом фоне наиболее правильным решением представляется распространение знаний о наших религиозных и культурных традициях, о нравственных ценностях, об основах устроения духовной жизни человека. Делать это непросто по разным причинам и идеологического, и психологического характера. Поэтому хочу особо поблагодарить наших педагогов за вклад в духовно-нравственное просвещение, за такт и терпение, за умение заинтересовать и способность убедить, за высокую квалификацию и педагогический талант, а главное — за любовь к детям.

Осуществление каждого образовательного проекта в значительной степени зависит от тех условий, в которых он воплощается в жизнь. И замечательно, что в Московской области начинания, направленные на духовное возрождение региона, получают всестороннюю поддержку нашего губернатора Бориса Всеволодовича Громова».

В окончании своего выступления митрополит Ювеналий поблагодарил всех присутствующих за сотрудничество и пожелал новых успехов на ниве педагогических трудов.

После этого с докладами выступил ряд тружеников на ниве духовного просвещения, поделившихся накопленным опытом работы в сфере совместной педагогической деятельности Церкви и школы.

Неподдельный интерес к Православию и Церкви, наблюдающийся у современных школьников, обусловлен той кропотливой и самоотверженной работой, которую проводят священники и учителя изо дня в день. Подтверждение этому руководители общеобразовательных учебных заведений услышали из уст своих коллег, представивших свой опыт, накопленный на этом поприще. Интересные доклады, богато иллюстрированные методическими материалами, завладели вниманием аудитории. Очевидны были радость за коллег и искреннее стремление найти свой путь в непростом деле христианского педагогического служения.

По окончании заседания в резиденции митрополита Ювеналия участникам встречи была предложена гостеприимная трапеза. На приеме представители педагогической общественности в теплой, дружеской атмосфере обменялись мнениями по поводу состоявшейся встречи, единодушно выразив благодарность Владыке митрополиту за её организацию.

В приеме принимали участие заместитель Председателя Правительства Московской области С. Н. Кошман и глава города Коломна В. И. Шувалов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.