VII Международные Рождественские образовательные чтения

15 февраля 2009 г., в день празднования Сретения Господня, в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя начали свою работу XVII Международные Рождественские образовательные чтения. Тема форума — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития».

По традиции чтения предварялись Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил с собором архипастырей и духовенства, прибывшего для участия в чтениях. В своем слове по окончании чтения Евангелия Его Святейшество подчеркнул, что «задача Церкви — ясно и сердечно выражать то, чему научена Церковь от самого Спасителя: мы должны продолжать учить, исцелять, освящать народ и всю вселенную, ибо это и есть призвание Церкви».

Торжественное заседание в Зале церковных соборов открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В президиуме чтений — полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, а также иерархи Русской Православной Церкви; в их числе — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий; архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, Председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации архимандрит Иоанн (Экономцев); заместитель председателя Совета Федерации А. П. Торшин, заместитель председателя Государственной Думы Л. К. Слиска, министр образования Российской Федерации А. А. Фурсенко, глава комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С. А. Попов, президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничий.

В своем докладе Святейший Патриарх Кирилл привел слова святителя Феофана Затворника: «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем… Тогда ум будет занят единым Господом… В воле и совести запечатлеются заповеди Божии». Развивая эту мысль, Святейший Патриарх сказал, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества.

Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство — одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). Роль Рождественских чтений в укреплении этого единства, в поддержании общения внутри церковного организма может быть и должна быть исключительно значима, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

— Тема, избранная на этот год, — «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами. Международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей — все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры. Многие острые проблемы, в частности, нравственное оскудение общества, беспокоят не только православную совесть. Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон, должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей.

Мы знаем, что в духовной сокровищнице Православия таится неисчерпаемый источник мудрости и силы. Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство. Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами; что у нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта. Мировой опыт свидетельствует, что лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться.

— Глубоко убежден, — продолжал Святейший Патриарх, — что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидно востребована учащимися и их родителями, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит. Во многих регионах заключены соглашения епархий с органами управления образованием, совместно готовятся учителя, выходят пособия. Сейчас проходит региональный этап первой Всероссийской олимпиады школьников по «Основам Православной культуры», в которой уже приняли участие тысячи учащихся. Приказом министра образования и науки она утверждена в перечне предметных олимпиад.

Полагаю, что практика преподавания основ религиозной культуры не должна быть разрушена. Раз вкусив доброго плода, человек уже не откажется от него — так, школьники, изучающие «Основы Православной культуры», и их родители не согласятся с тем, чтобы их лишили такой возможности. Накопленный опыт преподавания «Основ Православной культуры» (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также Общественной палатой), не может быть выброшен за борт.

Особо подчеркнув, что Церковь всегда настаивала на добровольности изучения какой-либо из религиозных культур, а также на праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников, Святейший Патриарх также выразил убеждение в том, что сегодня через диалог с Министерством образования и науки и всеми заинтересованными кругами и структурами необходимо прийти к решениям, которые были бы приняты и Церковью, и государством, а главное — нашим народом. У Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Единственный прямой путь к возрождению нашего народа — это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как «малой Церкви» и Церкви как большой семьи, сказал в заключение своего доклада Святейший Патриарх Кирилл.

Затем к собравшимся обратился полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко; он огласил приветствие руководителя Администрации Президента РФ С. Е. Нарышкина. Послания в адрес участников форума направили также председатели палат Федерального Собрания России С. М. Миронов и Б. В. Грызлов.

Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко в своем выступлении отметил, что одним из важнейших результатов совместной работы Церкви и министерства стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви; в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют.

Для привлечения интереса детей к постижению многовекового опыта православия на Руси, роли Русской Православной Церкви в становлении российской государственности в 2009 г. впервые проводится олимпиада школьников «Основы Православной культуры», организатором которой является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; она вошла в перечень олимпиад школьников, утвержденный приказом министерства, её победители имеют льготы при поступлении в вузы на соответствующие направления подготовки (специальности), в её региональном этапе уже приняли участие более трех тысяч школьников.

Министр также выразил серьезную озабоченность тем, что, наряду с этими безусловными успехами, состояние дел в российском просвещении сегодня вызывает тревогу. Это ухудшение качества образования, коммерциализация его, девальвация вузовских дипломов, снижение уровня специалистов. Говоря о разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, А. А. Фурсенко выразил пожелание преодолеть разрыв между светскими и духовными образовательными учреждениями.

В завершение первого дня работы Рождественских чтений состоялась церемония вручения наград победителям Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Перед началом церемонии Святейший Патриарх Кирилл отметил, в частности, что в нынешнем году конкурс «За нравственный подвиг учителя» прошел во всех регионах Российской Федерации, и поблагодарил за содействие в этом полномочных представителей главы государства в федеральных округах. Дипломы в различных номинациях из рук Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла и полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко получили преподаватели школ, педагоги дополнительного образования, воспитатели со всех концов страны. Призы были вручены в нескольких номинациях. Абсолютным победителем конкурса стала Алла Валериевна Аркадьева, учитель начальных классов Дмитровской средней общеобразовательной школы № 1, заслуженный учитель РФ.

Первый день работы Международных Рождественских образовательных чтений завершился большим праздничным концертом.

17 февраля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, состоялась конференция «Прославление и почитание святых». В конференции приняли участие священнослужители из всех благочиний Московской епархии и других регионов, многочисленные представители ученой и педагогической общественности, студенты.

В рамках работы XVII Международных Рождественских образовательных чтений 17 февраля в Российской академии образования состоялся круглый стол на тему «Церковно-общественное обсуждение стандартов общего образования нового поколения: итоги, перспективы». Участники обсуждения высказали серьезную озабоченность тем, что проект нового стандарта общего образования составлен без учета позиции Русской Православной Церкви, выражающейся в настоятельном требовании обеспечить условия для преподавания предмета «Основы Православной культуры». От Московской епархии в обсуждении принял участие помощник митрополита Ювеналия по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов.

Международные Рождественские чтения, как совокупность многочисленных конференций, круглых столов и семинаров, вновь объединили тружеников православной педагогики для обсуждения актуальных проблем образования, воспитания и духовного просвещения.

Следующая статья
Юбилей почившего Первосвятителя и день памяти cвятителя Алексия Московского
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)