Протоиерей Николай Погребняк. Иконография Первосвятителей Московских

Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда…

Паремия святителю 3-я

Задача нашей заметки — показать, как первосвятительское служение Митрополитов Московских и всея Руси в своем многообразии и разносторонности отражалось в памятниках иконографии и гимнографии. Вынесенные в эпиграф слова Премудрого Соломона звучат на великой вечерне в дни праздников святителей — в третьей паремии. В переводе на русский язык (Со смертью человека нечестивого исчезает надежда — Притч. 11:7) звучание этого текста не столь выразительно и его трудно увязать со служением святительским. Между тем каждый из Первосвятителей Московских, начиная с Митрополитов Петра и Алексия, не только был пастырь добрый, который полагает душу свою за овец (Ин. 10:11), но и являл миру новые, самые востребованные современниками грани своего архипастырского служения. Агиографические и литургические тексты, а главное, памятники иконописи, доносят до нас то, что Церковь особенно ценила в святительском служении Московских Митрополитов, а затем и Патриархов.

Семь столетий назад, в 1309 г., Митрополит Киевский и всея Руси Петр перенес Первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир. Пророческие слова святителя Петра о грядущем возвышении будущего стольного града — Москвы, а затем и перенесение в Москву Митрополичьего престола не только открыли новую страницу нашей церковной и государственной истории — они имели судьбоносное значение для всей мировой истории. Столица великой державы, центр православного мира, наша первопрестольная столица, можно сказать, не состоялась бы без первосвятительского благословения. Время Митрополита Петра — время монголо-татарского ига и княжеских междоусобиц. Святитель ездил в Орду умилостивлять грозного хана, примирял враждовавших князей, предотвращал братоубийственные распри. Многое из его трудов приходилось повторять его преемникам — вплоть до новейшего времени. «Милостивому Христову угоднику, незлобивому и кроткому, вси тебе любовию зовем… разреши междоусобную страстей наших брань, разруши злочестивыя агарян коварствия…» (Служба свт. Петру 21 декабря: седален по второй кафизме). Однако далеко не все стороны деятельности святителя, известные из его жития, нашли отражение в богослужебных текстах. Кроме текста жития, яркую характеристику святительских трудов можно найти в его житийных иконах.

Надо отметить, что и служба Собора святителей Московских (5 октября) содержит крайне мало информации биографического плана, характеризующей особенности святительского служения Первосвятителя Петра (и других святителей Московских). Эти «пробелы» в известной степени восполняются акафистами, но, поскольку акафистное пение святым не входит в богослужебный круг, самым доступным источником назидательной информации о служении угодника Божия остаются житийные иконы.

Одно из древнейших изображений Митрополита Петра — икона начала XVI в. «Святитель Петр с житием», написанная Дионисием и находящаяся в Успенском соборе Московского Кремля — содержит клейма, наглядно иллюстрирующие важнейшие моменты жития святого, который в службе Собора святителей Московских именуется «Домом духовным, поспешением благодати явившимся» (стихира на стиховне). Эти же моменты описываются и в акафисте святителю. Приведем несколько примеров.

Будущему святителю учение давалось трудно, он был «косным в учении книжнем», и родители его «о сем тужаху». Родительская и отроческая молитва не была напрасной: явившийся ему в сонном видении «муж светел, в святительские ризы облеченный» коснулся рукой его уст, и его благословением отрок избавился от косности и преисполнился разумения книжного.

Другое клеймо иллюстрирует начало иноческого пути Петра: он получает благословение Киевского Митрополита Максима на монашеские подвиги «в месте безмолвнем на реке Рате». Интересно клеймо, рассказывающее о плавании Петра — игумена Ратского в Константинополь на поставление в митрополиты. Соперник — игумен Геронтий, присвоивший не только митрополичий жезл, ризы, но и икону Пресвятой Богородицы, написанную игуменом Петром. Сама Пречистая Дева вразумила честолюбивого Геронтия: явившись ему в видении, сказала ему о том, что усилия его напрасны, и сана святительского ему не получить. Вот надпись на клейме иконы: «Петрову же кораблю скоро пришедшу к стенам Царьграда; Геронтию же в печали сущу, и в нощи явися ему Пресвятая Богородица, глаголюща ему сице: Всуе труждаешися…» Все мудрование, вся хитрость Геронтия были посрамлены чудесным вмешательством Пречистой Девы. Вразумленный Ею Геронтий, попав в Константинополь, открыл патриарху Афанасию полученное свыше откровение. Патриарх Афанасий передал Петру привезенные Геронтием знаки святительского достоинства и саму икону Пресвятой Богородицы со словами: «Прими святый образ Богородичный, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица».

Далее следует сюжет поставления избранного игумена Ратского Петра в Митрополита Киевского и всея Руси: Патриарх Афанасий возглашает над склоненной головой облаченного в полиставрий и омофор Петра молитву: «Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и яко добру невесту сохрани ю…»

Ряд сюжетов связан с первосвятительским служением Митрополита Петра, избравшего «ново место престолу святительскому — во граде Москве». Святитель изображен в строящемся храме — в «церкви каменной во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Он своими руками готовит место своего погребения: «Своима рукама гроб каменный устроил, и выну поминал о исходе своем, к немуже приуготовлялся молитвами непрестанными…»

В числе постоянных первосвятительских забот Митрополита Петра, наряду с устроением церковным, были и заботы государственные. Пророческие слова о будущем возвышении Москвы и освобождении от монголо-татарского ига он возглашал как власть имеющий (Мф. 7:29). Угроза спокойствию Руси исходила не только от иноверцев; горячие молитвы возносил святитель и использовал всю силу своего убеждения, чтобы погасить княжеские споры и междоусобицы. В тяжкие годы ордынского ига, когда благосостояние страны было истощено непосильной данью, святитель и сам «милостив быв убогим», призывал к действенному милосердию свое «словесное стадо».

Икона святителя Петра «с житием», написанная Дионисием для Успенского собора Московского Кремля, имела парную, также работы Дионисия — святителя Алексия, Митрополита Московского. Как и первая, икона святителя Алексия написана «с житием», т. е. с клеймами, иллюстрирующими наиболее важные эпизоды жития святого.

В службе святителю Алексию можно найти больше, по сравнению с последованием святителю Петру, конкретных примеров, подробно раскрывающих его житие и святительское служение. В стихирах святителю говорится не об исцелениях и чудотворениях вообще, но о совершенно конкретных случаях благодатной помощи — например, когда святитель «сонным явлением расслабленного здрава сотворил, руце и нозе укрепив, обидящему глаголя: аще вскоре не отдаси сокровища искренняго, не имаши со одра встати. Он же вскоре, с покаянием и со слезами к честней твоей рацее пришед, исцеление получи» (стихира на малой вечерни).

Столь же конкретно и подробно в службе святителю описание чуда исцеления Тайдуллы — ослепшей жены хана Джанибека: святитель, «слыша прошение царя беззаконна: да ми сего послеши, да умолит своего Бога и исцелит мою царицу, и отженет беса, и очи просветит» (стихира на литии), дерзновенно совершает чудо Божие. В житийных клеймах иконы святителя также приведены случаи чудотворений святителя Алексия.

Иконография святителя Алексия разнообразна, в ней выделяется несколько изводов. Самые ранние, известные уже через несколько лет после преставления иконы святителя — в Деисусе. Здесь известны два варианта: с воздетыми в молении руками (как на иконе Спаса Нерукотворного из Государственного исторического музея) или с Евангелием в руках — как на иконе конца XVI в. из иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.

Житийная икона святителя Алексия из Успенского собора Московского Кремля, написанная Дионисием, ныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Здесь всего 19 клейм, сюжеты которых соответствуют Житию святителя, написанному в середине XV в. Пахомием Логофетом. В позднейших иконах святителя Алексия количество клейм достигает 72.

Какие же поучительные моменты отмечаются в житии и изображаются на иконах святителя?

Сын Черниговских бояр, будущий великий святитель, родился уже после того, как родители его, Феодор Бяконт и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву. Восприемником при крещении Елевферия (будущего святителя Алексия) стал князь Иоанн Данилович Калита. Первый чудесный эпизод жития и житийных икон — вразумление Божие юному Елевферию, любившему ловить птичек: «Что трудишеся напрасно? — Ты будеши ловцом человеков».

Принятие монашеского пострига и предвозвещение имени Алексий в постриге; пребывание в Московском Богоявленском монастыре; путешествие в Константинополь и благословение на кафедру Первосвятителей Московских; сильная буря на обратном пути из Константинополя и данный святителем обет построить храм в честь святого, празднуемого в день избавления; серия изображений, связанных с чудесным исцелением Тайдулы; строительство Чудова монастыря в Кремле; новая поездка в Орду; беседа со свирепым ханом, уничтожившим 12 своих братьев; духовное наставничество над малолетним князем Димитрием — будущим великим князем Димитрием Донским. В этом перечне эпизодов жития — сюжетов житийной иконы — предстает пред взором молящихся не просто святитель, но великий государственный муж, собиратель Русской земли.

Мудрые действия святителя Алексия помогли получить у ордынского хана ярлык на великое княжение для малолетнего князя Димитрия. Именно святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем и помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Человек великой веры, святитель сплотил вокруг себя, вдохновил патриотически настроенных князей. Большинство русских княжеств были именно его трудами и молитвами объединены вокруг Москвы, и это объединение предвосхитило победу на поле Куликовом.

«Божественного и пречестного святителя Христова… любовию да ублажим, яко пастыря великого, служителя и учителя земли Российской», — воспевает Церковь (кондак).

В своей многообразной святительской деятельности Митрополит Алексий имел попечение о многих сторонах жизни своей всероссийской паствы. Это и духовное просвещение — строительство и восстановление монашеских обителей. Это и та сторона его пастырства, которую сегодня мы назвали бы социальным служением. Это и научная деятельность: сличение и исправление славянского перевода книг Нового завета с греческим подлинником.

В конце своего жизненного пути святитель мечтал видеть своим преемником на Митрополичьем престоле преподобного Сергия, с которым его связывала давняя дружба. Преподобный смиренно уклонился от этой чести, и святитель Алексий не стал настаивать, провидя в преподобном великого игумена Русской земли.

На иконах святителя Алексия Московского вся его многогранная деятельность показана с необходимой полнотой — необходимой для того, чтобы каждый молящийся пред этими иконами видел в святителе того угодника Божия, который придет на помощь, исцелит, вразумит, наставит и каждого нуждающегося в этой помощи, и всю свою паству, и Отечество свое.

Через полвека после блаженной кончины честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, а позднее были положены в Чудовом монастыре в специально построенном храме в честь святителя Алексия (1485 г.).

Первосвятительское служение митрополитов Московских и всея Руси Петра и Алексия было высоким образцом для служения последующих Предстоятелей Церкви Русской. Зримый образ этого служения открывается в святых иконах Первосвятителей Московских.

В заключение вернемся вновь к эпиграфу нашей статьи. Для Первосвятителей Московских завершение их земной жизни было исполнено духовной радости и нелицемерной надежды на встречу с Господом. Исполненное многих скорбей свое земное поприще они проходили с великим терпением, стяжали опыт и мудрость, которые помогают при любых самых сложных жизненных обстоятельствах, утверждаясь и утверждая паству свою в надежде, которая, по слову апостольскому, не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:3–5). Этой надеждой вдохновляется всероссийская паства и в новейший период истории.

Следующая статья
Книжное обозрение
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)