Протоиерей Максим Максимов. О дневниках праведного Иоанна Кронштадтского

Духовное наследие святого праведного отца Иоанна Кронштадтского обширно и состоит из многочисленных проповедей, поучений, брошюр и статей на различные церковные темы, но самую большую часть этого наследия составляют его дневники, которые отец Иоанн вел все 53 года своего священнического служения. В издательстве «Булат» с 2005 года начато издание никогда ранее не публиковавшихся дневников святого. На сегодняшний день из запланированного 28-томного собрания опубликованы восемь книг: 1–5, 13, 15 и 16 тома. Печать их происходит по мере подготовки. В следующем 2009 г. выйдут в свет 6, 7, 11, 12, 14 и 17 тома. Об издании дневника мы поговорим с одним из участников рабочей группы, которая трудится над его расшифровкой и подготовкой к изданию, протоиереем Максимом Максимовым, настоятелем Казанского храма города Реутова, секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых.

— Отец Максим, в чем особенность рукописи, над изданием которой вы работаете?

— Ведение дневника не является каким-то исключительным явлением, особенно для людей XIX — начала ХХ вв. Многие исторические и церковные деятели вели дневниковые записи. Но дневники отца Иоанна — явление исключительное. Эта исключительность состоит в том, что их автор канонизирован, прославлен как святой праведник и чудотворец, известный во всем мире.

Традиционно дневники фиксируют ход определенных событий жизни человека, общества, целого народа. Дневник часто содержит описание множества мелких и порой незначительных подробностей, личных переживаний. В этом отношении дневниковые записи отца Иоанна полная противоположность. Мы не встретим здесь описаний исторических реалий, событий светской и церковной жизни, свидетелем которых был отец Иоанн; в записях порой даже отсутствует хронология дат, а многие записи идут не в хронологическом порядке. Но самое главное, чем примечателен дневник отца Иоанна, — это его чистосердечная исповедь перед Богом всей своей жизни, без утайки малейших грехов, это его постоянный самоконтроль, духовное трезвение, подвиг во имя веры, к которому он себя ежеминутно понуждает, это буквально учебник, школа духовной жизни, путь к святости через непрекращаемую борьбу со страстями, падения и восстания, предание себя всецело в руки Спасителя, стремление к святости и спасению, которые даруются всем нам в Церкви Христовой. Не случайно сам святой автор, опубликовав некоторые выдержки из дневника, назвал их «Моя жизнь во Христе».

— А за какие годы жизни найдены дневники отца Иоанна?

— В 2001 г. издательством «Булат» и региональным обществом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» начата расшифровка дневников отца Иоанна. Данное издание — это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого. 27 дневниковых тетрадей хранятся в Государственном архиве РФ (ГАРФ) в фонде отца Иоанна Кронштадтского (ф. 1067). Дневники охватывают период с 1856 по 1898 гг. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885—1890 гг. и 1894—1896 гг. и за период с 1898 г. до середины 1908 г. Последний предсмертный дневник (тетрадь за вторую половину 1908 г.) хранится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу.

— Что даст публикация дневников агиографам и историкам Русской Православной Церкви?

— В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они — и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве общепознавательного чтения такие биографии имеют право на существование — но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью.

— Могут ли у читателя возникнуть дневников какие-нибудь соблазны?

— Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, — хотя и священник, а может быть, такой, как и мы, грешники. Однако внимательное чтение и изучение дневников праведника показывает, что нет, совершенно не такой, и что между ним и нами лежит едва ли не пропасть. То, к чему современные христиане уже привыкли, то, что составляет, можно сказать, почти бытовую сторону жизни современного человека, тот мир помыслов, который является почти обычной обстановкой внутренней жизни современного христианина и даже и не осознается им и никак не оценивается,-то осознавалось праведником как горькое падение, требующее с его стороны самого жестокого, беспощадного обличения. Его самоукорение столь велико, последовательно и неотступно, что показывает, что воистину Дух Божий действовал в нем, — и пусть Господь и попускал ему оступаться, но Он же и воздвигал его вскоре. По силе борьбы с мысленными искушениями посреди житейского моря и посреди мира, в котором он жил, святой праведный Иоанн являет пример одного из величайших святых XIX — начала XX столетия, на котором почила великая милость Божия, которая, по слову апостола Павла, зависит не от подвизающегося, а от Бога милующего (Рим. 9:16).

Отец Иоанн заботился о ежечасном и ежеминутном исправлении своей души, непереставаемом предстоянии совести Богу. Непрестанное чтение слова Божия просветило его душу. Человек, живущий по слову Божию, каждую минуту судится этими словами Истины и старается убрать с души всякое пятно, которое открывается на её одеждах Божественным глаголом. Именно поэтому дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского начинаются с углубленного прочтения и толкования им Священного Писания. Невозможно спастись и право жить, не зная Закона Жизни, не изучив воли Божией, запечатленной в святом Евангелии. Это первая заповедь праведника всем спасающимся — читать, углубляясь в содержание, и снова читать Священное Писание, вникая в богодухновенные глаголы, и судить ими себя, и по мере их исполнения снова просить Господа открыть ум для уразумения читаемого. Оно как непоколебимый камень, на котором только и может каждый воздвигнуть постройку своего спасения.

Из дневников отца Иоанна мы узнаем, как он боролся со страстями, присущими в той или иной мере каждому человеку, какими были подлинные отношения его с сослуживцами в храме, с супругой Елизаветой и с родственниками, — а эти отношения были весьма далеки от того, что обычно изображается его биографами. Но из дневников мы узнаем и то, каким путем шел праведник и какой христианский выход он находил из сложных коллизий человеческого бытия.

— А не нарушается ли такой публикацией личная тайна человека?

— Ныне много говорят о праве человека на личную тайну, что нельзя касаться того, что человек писал в личном дневнике. Говоря так, люди забывают, что на Страшном Суде не будет личных тайн, сокровенных чувств и мыслей. Таким чтителям личной тайны ответим словами самого святого праведного отца Иоанна, которые он написал, имея в виду дневник: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться (потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки), то, по крайней мере, некоторым местам её. Все хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим… Мои только ошибки и недостатки».

Публикацией дневников исполняется завещание отца Иоанна, тем более непреложное, что завещателем в данном случае является один из великих святых Русской Православной Церкви последнего времени.

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)