Протоиерей Петр Иванов. О православном паломничестве

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поклонение святыням издревле неразрывно связано с христианским благочестием. Сам Господь наш, Иисус Христос, дал нам пример этого. Святое Евангелие повествует: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим» (Лк. 2:41–42). Таково было ветхозаветное установление посещать Иерусалимский Храм, и Господь продолжал исполнять его вплоть до Своего восшествия на Голгофу.

Светлое Христово Воскресение положило начало новозаветному почитанию мест, связанных с земным служением Спасителя. Само слово «паломничество» восходит к слову «пальма», тем самым напоминая событие Входа Господня в Иерусалим, когда люди приветствовали Христа, держа в руках ветви ваий. Первыми христианскими паломниками стали святые жены-мироносицы, пришедшие ко Гробу Господню и первыми узнавшие от Ангела весть о Воскресении, а затем и последовавшие за ними апостолы.

С тех пор Древняя Церковь с трепетом и любовью хранила память о тех местах Святой Земли, которые были тем или иным образом связаны со Священной Историей. Сначала, в условиях гонений со стороны язычников, молитвы там совершались тайно, а начиная с IV века, когда Церковь восторжествовала, — со всем торжеством и благолепием. Об этом сохранились старинные свидетельства, которые пленяют читателя неподдельной высотой духовного восторга, с каким верующие стекались во Святой град Иерусалим, в Назарет и Вифлеем, на гору Фавор и в другие места Палестины.

Недавно исполнилось девятьсот лет русского православного паломничества во Святую Землю. Срок этот не намного дольше истории Православия на Руси. Горячим сердцем восприняли наши соотечественники Евангельскую весть и, невзирая на сложности пути, многие пешком, отправлялись ко Гробу Господню, подчас видя в этом главное дело своей жизни. Об этом свидетельствуют слова молитвы преподобной Евфросинии Полоцкой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты сказал: „Просите и дастся вам“. Благодарю Тебя, что я, грешная, получила все, что просила: сподобилась видеть святые места, которые Ты освятил Твоими пречистыми ногами, и лобызать Святой Гроб, в котором Ты почил за нас пречистою Твоею плотию. Но и ещё прошу у Тебя единого дара — дай мне скончаться в этих святых местах!» И действительно, многие отправлялись в Иерусалим в конце своей жизни, чтобы остаться там навсегда.

Стремление попасть в Святую Землю настолько глубоко вошло в глубины национального сознания, что даже у детей из века в век передавалось присловие: «Мы пойдем на Иордань, Богу помолиться, Христу поклониться!»

Шли века, общественные отношения в нашем Отечестве развивались не всегда в благоприятном для Православия направлении, однако большинство верующих людей продолжали с трепетом относиться к святыням христианства и во множестве стремились к ним припасть. Для содействия российским паломникам и попечения о святынях, оказавшихся под покровительством Русской Православной Церкви, было в конце XIX века создано Императорское Православное Палестинское Общество.

Трагические события ХХ века принесли Церкви немало испытаний, однако с началом возрождения Православия в нашем Отечестве вновь тысячи верующих россиян направили свои стопы в Святую Землю.

В чем же духовный смысл паломничества? Каково его значение для христианина?

Оно прежде всего связано с отношением к Палестине как к иконе Евангельской истории. Для человека, как существа двухсоставного, вполне естественно стремление помолиться, физически соприкоснувшись с теми местами, которые давно стали родными через непрестанно и с благоговением изучаемые строки Священного Писания, через участие в богослужебной жизни Церкви.

Святитель Василий Великий говорил о почитании святых икон, что «чествование образа переходит к Первообразу». То же самое можно сказать и о том, как в молитве и благоговении вступают паломники в иерусалимский Храм Гроба Господня, или лобызают на горе Елеонской отпечаток стопы вознесшегося на небо Спасителя, или в волнении вступают в воды святой реки Иордан. Святая Земля и поныне свидетельствует о великом событии Боговоплощения во утешение верующим, во укрепление колеблющимся и во уверение заблуждающимся. Подтверждение торжества Истины и указание действительного пути ко спасению!

Но только ли во Святую Землю совершаются паломничества? Такой вопрос всякому покажется странным. Конечно же, нет!

Пресвятая Богородица обещала святому апостолу и евангелисту Луке, что благодать Её пребудет с Её святым образом. С тех пор, по милости Божией, миру даровано множество священных изображений Царицы Небесной, через которые народ православный получает помощь и утешение. И стекаются паломники во всего мира к Владимирской, Тихвинской, Феодоровской…

История Церкви свидетельствует о подвиге великого сонма святых угодников Божиих. Места их подвига, их честные мощи также являются предметом устремлений верующих сердец. Пешком ходили в течение многих веков к преподобному Сергию в Троице-Сергиев монастырь, не счесть поклонников, прибывающих к раке преподобного Серафима в Дивеевской обители. И как говорится в молитвословии, никто не уходит «тощ и неутешен».

В великом множестве имеются святые места в нашем родном Подмосковье. Это близкие и дорогие нам светильники веры, которые должно православному человеку с волнением сердечным посещать, очищаясь от скверны греха и приобщаясь к благодати святыни. Ведь именно через сродников наших, ближних наших — а именно таковы и есть для верующего святые родной земли — и Русь Святая созидалась, и вера Православная распространялась и сохранялась.

Не забудем и о тех, кто в кровавую годину самой жизни не пожалел за Христа, Который, казалось, почти всеми был в ХХ столетии в нашем Отечестве оставлен, как тогда в Иерусалиме, перед страданиями и Крестом! Новомученики и исповедники Российские своим подвигом веры всего через несколько десятилетий протягивают нам руку духовной помощи, помогая устоять в вере и не уклониться во грех. Свято Бутовское поле, где полегли многие из них! И там должно поклониться православному паломнику!

Паломничество — это духовный труд, совершаемый со смирением и в молитве, трезвенно и со вниманием. Внутренняя тишина да сопутствует страннику, ищущему соприкосновения со святыней, чтобы благодать Божия, подобно «веянию тихого ветра» (3 Цар. 19:12), коснулась жаждущего сердца и как можно дольше пребывала в нем. Аминь.

Следующая статья
Иеродиакон Николай (Летуновский). История чинопоследования иерейской хиротонии
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)