Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2008 год/

Отвечаем на письма читателей

Я крещен в детстве, но никогда не замечал храмов. Не вспоминал серьезно о Боге. Теперь я вполне взрослый человек. Стал носить крестик, пытаюсь ходить в храм, но у меня ничего не получается. Я там ничего не понимаю, как иностранец в чужой и совершенно непонятной стране. Как быть?

Отвечает благочинный Клинского церковного округа протоиерей Борис Балашов: У Вас есть основания чувствовать себя иностранцем в церкви. И дело здесь вот в чем. У всех нас есть земная Родина, которую мы любим. Здесь живут наши близкие. Здесь могилы наших дедов и прадедов. Но у православных христиан есть ещё одна Родина, где наш Небесный Отец — Бог, где души наших дедов и прадедов, где нас помнят, любят и ждут. После долгих странствий мы с радостью возвращаемся в родной дом, где мы любимы. Вдали от дома мы ждем письма от близких или телефонного звонка. Каждое такое общение с родными душами на чужбине укрепляет и придает жизненные силы. Многие это испытали на себе.

Небесная Родина — Царство Славы Божией — тот вечный мир Любви, детьми и гражданами которого мы стали в Таинстве Крещения. Надо понять то, чем живут там. Как? Мы же читаем письма из дома и из них узнаем, что происходит в родных местах. Так давайте откроем письмо из вечного Дома! Это Святое Евангелие — письмо Бога к каждой человеческой душе.

Вы скажете: «Я пытался читать, но ничего не понял!» Давайте вспомним свое детство. Мы пришли в школу, чтобы научиться всему тому, что необходимо знать человеку, вступающему во взрослую жизнь. Поначалу нам очень многое было непонятно, но постепенно мы научились читать, писать, считать и многому другому. Так и в духовной жизни.

Попробуйте для начала прочитать Евангелие от Луки в русском переводе, не торопясь, вдумчиво, разика три. Не как художественное произведение, а как письмо настоящего Друга. И обязательно надо самому пытаться молиться, начинать строить отношения с Господом, тогда и Его семья (Церковь), и Его дом (храм) станут Вам близкими.

В Ветхом Завете положено отдавать на храм десятину от всех доходов. Православная Церковь вроде не требует того же от своих членов, хотя многие сектанты эту заповедь исполняют. Надо ли отсчитывать десятую часть, и входит ли в нее все потраченное в церкви, в том числе и милостыня, или только то, что положил в кружку?

Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек: Бог создал Церковь, и Он же установил все законы её. Содержание Церкви Он же установил. В Великом Ветхом Завете была установлена десятина. Православная Церковь не требует этого, но подумайте, а как жить будут её священники, певцы, труженики; на какие средства будут издаваться новые книги, газеты; где брать средства на содержание семинарий, академий, как проводить ремонт в храмах, как их охранять? На эти вопросы один ответ — Церковь получает добровольное пожертвование от верующих прихожан. Я скажу, что надо отсчитывать десятую часть от Ваших доходов. Церковь живет на земле именно добровольными пожертвованиями. И если Вы пожертвуете от своих доходов на восстановление храмов или на содержание церковного клира, то, думаю, Бог найдет возможность воздать Вам сторицею. Все, что Вы дали в церковную казну, Вам вернется от Бога.

Отвечает клирик Покровского храма поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников: В Ветхом Завете установление церковной десятины было жестко мотивировано. Когда Израиль вошел в обетованную землю, Бог повелел разделить её не между всеми двенадцатью коленами этого народа, но — только между одиннадцатью. Двенадцатое колено, потомки Левия, были определены к богослужению, и поэтому, естественно, одиннадцати коленам было предписано давать в его пользу десятую часть своих доходов, чтобы все было справедливо и поровну. Все было устроено по закону, который был дан чрез Моисея. Но вот чрез Иисуса Христа пришли благодать и истина (Ин. 1:17). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни ничего ни от кого для Себя не требовал. Он говорил: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9:13). Также и посылая апостолов проповедовать, исцелять, воскрешать мертвых и изгонять бесов, Он сказал: Даром получили, даром давайте (Мф. 10:8). И в то же время Господь ничего не велел им брать с собой, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10:9–10). Все, что делали апостолы, они делали даром, а если что и получали — только по милости облагодетельствованных. Даже когда апостолы собирали пожертвования для бедствующих братьев, они в первую очередь советовали, чтобы каждый уделял по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7). Конечно, они напоминали такую закономерность, что кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9:6). И постоянные евангельские примеры для христиан, это — не фарисей, аккуратно с гордостью отстегивающий десятину, но — бедная вдова, которая от всего сердца положила две лепты, все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12:44). Или — Закхей, который радостно воскликнул: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8). Из церковной истории мы знаем, что святой равноапостольный князь Владимир положил в сердце своем давать десятину в пользу Церкви, — что также было его свободным решением, но никому из своих подданных он этого не предписывал. Потому что в Христовой Церкви все должно быть как благословение, а не как побор (2 Кор. 9:5). И для священника предъявить какие-либо конкретные денежные требования к прихожанам — это просто-напросто смерть. Как после этого будешь говорить о духовном, о вечности, о любви?..

Что вы скажите о скинхедах? Откуда они могли появиться в нашей стране, так страшно пострадавшей от фашизма?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Наша страна пострадала не только от германского национал-социализма, но и от собственного увлечения безбожным коммунизмом. Большинство современных россиян, хотя и исповедуют Православие, но по вере, по заповедям Божиим не живут. А свято место пусто не бывает. Если в сердце не Бог, то зло. А формы зла бывают разными: коммунизм, сатанизм, фашизм, просто безбожная жизнь даже и без всякой идеологии. Когда с годами ненависть к бывшему военному противнику (немцам) в нашем народе ослабела (и слава Богу!), ослабело, к сожалению, и отвращение к сатанинской идеологии национал-социализма, которой было охвачено когда-то большинство немцев. Поэтому скинхеды и другие фашиствующие русские люди не получают жесткого всенародного отпора, что было бы вполне естественным и справедливым.

Почему вообще люди раздражаются и бывают так недоброжелательны друг к другу?

Отвечает протоиерей Константин Островский: Мы иногда раздражаемся и бываем недоброжелательны друг к другу, очевидно, потому, что в нас много гордости и мало любви. В этом корень человеческого греха, и очень важно заметить, что, когда мы спокойны и добродушны, это ещё отнюдь не означает, что мы не горды и действительно полны любовью к Богу и ближним. Ведь если на огороде выросла сорная трава, её недостаточно срезать, обязательно нужно удалить корень. Так и с грехом. Совершенно не достаточно научиться благопристойному поведению, нужно очистить землю своего сердца не только от ядовитых плодов и листьев греха, но — главное — от его корней: гордости, тщеславия, самовлюбленности.

Есть мнение, что в человеческой природе просто заложен ген агрессивности. Что борьба за выживание — необходимая её часть, и потому христианство идет против природы, тем самым ломая естественное положение вещей ради каких-то загробных мечтаний, не имеющих отношения к реальной жизни здесь и сейчас.

Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек: В человеческой природе заложен не ген агрессивности, а ген добра. Ведь человек создан по образу Божию и по подобию Его. Бог вошел в нашу историческую земную жизнь, чтобы изменить состояние человеческого рода. Христос Спаситель внес в человеческий мир изменение к лучшему. Он совершил искупление рода человеческого. Он даровал человечеству силу бороться с грехом и страстями. Он показал пример во всем, как нужно побеждать страсти и грех.

Христианство не идет против природы и не ломает естественное положение вещей ради каких-то загробных мечтаний, а восстанавливает всю природу, примиряет и через благодать, даруемую в Церкви через Таинства, приводит человечество в нормальное свое состояние, в состояние примирения человека с Богом, возвращения и единения человека с Господом. Христос пришел на землю с целью восстановления единения человека с Богом, примирения его с Богом, а это принесет человечеству возможность жить, и не только временно на земле, но и вечно на Небе.

Отвечает клирик Покровского храма поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников: В противоположность приведенному Вами мнению, Слово Божие говорит: Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5:15)… Да Вы просто посмотрите внимательно вокруг. Вот взять хотя бы семью. Когда супруги начинают агрессивно бороться за преобладание, когда только требуют и требуют друг от друга, семья в конце концов непременно рушится. А когда каждый начинает добровольно выполнять данную ему Богом заповедь, когда муж, побеждая «гены своей агрессивности», начинает заботиться о жене, как о своей плоти, когда и жена, ради Христа смиряя себя, старается уступать мужу, — вот тогда семья крепнет, и в нее приходит радость. Как часто разведенные женщины, впоследствии услышав церковные слова о браке, говорят: «если бы я это узнала раньше — никогда бы не развелась». А посмотрите, какое великое торжество совершается, и именно «в реальной жизни, здесь и сейчас», когда народы и правительства договариваются, чем-то поступаются ради мира, побеждая свою агрессивность и признавая друг за другом равное право на жизнь! В то время как победитель даже в самой справедливой войне не может чувствовать полной радости, взирая на гору трупов и на злобу в глазах поверженных врагов… Ну, где здесь природа, а где — её попрание? И неужели какое-то пустое и безответственное мнение может заслонить эту совершенную очевидность?

В молитве «Отче наш» мы читаем такие строки: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». То есть, получается, что на земле не все по воле Божией происходит, как же так?

Отвечает протоиерей Иоанн Монаршек: Да, действительно, на земле не все по воле Божией происходит. Я думаю, что многое происходит не по воле Божией. На небе ангелов без числа, но у них одно желание и одна воля — прославлять имя Божие, а нас на земле гораздо меньше, но у нас у каждого своя воля и желание. Бог хочет, чтобы мы жили на земле в любви друг ко другу, помогали, а мы друг друга ненавидим, другу завидуем. На земле, мне кажется, почти ничего не совершается по воле Божией. Поэтому в молитве «Отче наш» мы просим: «…да будет воля Твоя яко на Небеси и на земли». Тем более мы — грешные и не всегда знаем или видим волю Божию. Нам кажется, что так хорошо или праведно, а оказывается совсем по-другому. Бог только знает, как праведно.

И по нашей греховности на земле все происходит не так, как надо. Творится не воля Божия — а наша. А по нашей воле греховной может ли что быть доброе? После всякого прошения у Бога говори: «Господи, да будет воля Твоя и не как я хочу, а как Ты».

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: А вы не заметили чуть выше в тексте ещё более странную вещь. Сначала Господь Иисус Христос сказал: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. И тут же: молитесь же так… — и следует молитва «Отче наш» (Мф. 6:8–9)? Вроде бы говорит, что молиться незачем, и в то же время — дает образец молитвы. Пытаясь во что бы то ни стало логически уяснить это противоречие, либо — основываешь секту «немоляков» (была такая в истории), дескать, если Он знает, то незачем и молиться. Или — возводишь на Бога хулу, считая Его не всеведущим. А мы, православные христиане, просто принимаем и то, и другое. Да, Отец Небесный знает, в чем я имею нужду; но и просить, если Он повелел это делать, — буду.

А с вашим вопросом — ещё проще. В Божьем мире есть небесный, ангельский мир; есть мир природы; и есть мир человеческий. Ангелы, всецело преданные Богу, выполняют Его волю так, как будто это делает Сам Бог. Помните, как пастухи, после того, как ангелы возвестили им о Рождестве Христовом, сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк. 2:15). Так что «на небе» воля Божия совершается абсолютно. В природе воля Божия тоже совершается беспрекословно, посредством физических, биологических и других законов, раз и навсегда Богом установленных. Для человека же, как существа свободного, законы жизни даны в виде заповедей, что делать — хорошо, а что — плохо; нам показано, какая дорога ведет к жизни, миру и красоте, а какая — к разрушению и к смерти. И того, кто хочет идти вслед за Иисусом Христом, вместе с ангелами, по дороге жизни, Господь и учит: в первую очередь — молитвенно вырази свое согласие с этим; вырази и свое намерение и желание следовать этому; и — молитвенно проси помощи Божией в осуществлении этого своего благого намерения: да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10).

В Евангелии в эпизоде про кровоточивую женщину написано, что Иисус почувствовал силу, исходящую от Него. Получается, что женщина получила исцеление помимо воли Бога, автоматически, через прикосновение?

Отвечает протоиерей Иоанн Монаршек: Нет, без воли Божией кровоточивая женщина получить исцеление не могла. Во-первых, её великая живая вера творила такое чудо. Тут проявилась великая любовь и милосердие Божие. Где Господь — там Его человеколюбие и помощь. И где был самый малый подвиг, прикосновение с верой к одежде Его, там оправдывается надежда на Его милосердие. Икона, молитва, Святые Таинства, Причащение, Исповедь, просто вся природа, нас окружающая, — это святая прекрасная риза Господня. Если мы с верой в Бога к ней прикасаемся, мы получаем дары Божии, исцеление, здоровье, мир и счастье жизни. Женщина не могла помимо воли Божией получить исцеление — на все есть воля Божия, и Бог видел, кто и когда к Нему прикоснулся, но молчал для славы Божией, для нашего вразумления. Украсть благодать Божию невозможно, а по вере нашей и по милости Божией все возможно нам от Бога.

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: Вера — это великая сила. Как и ещё Господь сказал: истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20). И даже, как видим, может показаться, что верующий получает желаемое как бы «автоматически»: просто нажал кнопку и получил стакан воды… Но обратите внимание, что Иисус Христос не просто внутренне порадовался такой вере, что кровоточивая прикоснулась сзади к Его одежде и исцелилась. Он тут же, не медля, велел женщине выйти из-за Его спины и встать перед Его очами, и только после того, как она подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину, Он сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5:33–34). Можно вспомнить и историю иконы «Нечаянная радость». Некий злодей имел такую сильную веру, что всякий раз, идя «на дело», заходил в храм и молился перед иконой Божией Матери. И Господь не похвалил его за такую удивительную веру, но страшным видением от иконы привел к покаянию и исправлению жизни. Так что хотя и может иногда показаться, что что-то делается само по себе, так сказать, «автоматически», но на самом деле всегда именно Сам Господь выходит навстречу всякой вере, радуется ей, исправляет её и направляет в нужную, спасительную для человека сторону.

37 правило Лаодикийского Собора гласит: «Не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновать с ними». Означает ли это, что надо отказываться от поздравлений и подарков родных и близких, если они иноверцы, сектанты или атеисты?

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: Конечно же, не означает. Священное Писание учит нас: если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12:18). И если у тебя чисто человеческое торжество: прибавление в семействе, получение очередного звания, или ещё какой-то жизненный успех или светский праздник (Новый год, День защитника Отечества и т.п.) — зачем обижать человека, отвергая его подарок, тем более, если этот человек близок тебе по крови или по жизни и искренне за тебя радуется? Но — все серьезно осложняется в случае праздника религиозного. Ибо — один Господь, и поэтому, хотя на земле и существует много «вер», — только «одна вера» является истинной (Еф. 4:5–6). Праздник же — это основа всякой веры, это молитвенно и торжественно воспоминаемое историческое событие, положившее основание той или иной вере. И поэтому хотя на земле много всяких праздников, но всякий верующий совершенно естественно только свои праздники считает подлинными и важнейшими для всего человечества событиями. И здесь не до шуток… В советские времена рисовалась такая идиллическая картинка: живут в одной коммуналке русский, татарин и иудей, и все вместе празднуют все свои праздники. И мацу едят на иудейскую пасху, и иудей с татарином на приветствие русского «Христос воскресе!» дружно ответят: «Воистину воскресе!» и разговеются куличом. И, конечно же, все вместе выпьют. Что тут скажешь? Хорошо, когда люди живут в мире, но — по-настоящему религиозными этих конкретных людей никак нельзя назвать. Во-первых, настоящий мусульманин-татарин откажется пить на праздник, потому что это запрещено Кораном. Нормальный верующий иудей на восклицание русского «Христос воскресе!» ответит: «Неправда, не воскресал ваш Христос!» А православный не будет вкушать пищи, напоминающей о потерявшей смысл ветхозаветной тени истинной новозаветной Пасхи. Да нормальный иудей никогда и не пригласит неиудея участвовать в своей праздничной трапезе. И уж конечно, и тот, и другой, и третий — откажутся от подаренного атеистом — пусть хоть и золотого — изображения нечистой силы. Вот о чем говорится в 37 правиле Лаодикийского Собора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.