Протоиерей Олег Матвейченко. Проповедь на 1020-летие Крещения Руси

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как быстро бежит время. Вроде еще совсем недавно величественно было совершено празднование 1000-летия Крещения Руси, а вот уже и 1020 лет отделяют нас от того неповторимого и поразительного дня, когда на нашей земле для нашего народа засияло от днепровских вод утро Православия, озарившее евангельским светом сумрак древнего язычества. Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.

Молитвами и трудами равноапостольного князя Владимира произошел решительный духовный переворот во всем русском народе, во всей нашей истории. 1020 лет назад Бог призвал нас к подвигам христианского служения, подчас еще невиданным (как показало время) в истории.

Под сенью Христовой Церкви разрозненные и враждующие славянские княжества объединились и выросли в великое государство, занимавшее одну шестую часть планеты. Под сенью Христовой Церкви огрубевшие сердцем люди стали народом-богоносцем. Не по имени только, а по своему существу, потому что русский народ проникся евангельским духом и в семейной жизни, и в общественной. Конечно, не сразу исчезало зло из людских душ, но шаг за шагом Православие охватывало все стороны личной, общественной и государственной жизни, а общим направлением жизни русского народа стал поиск Царства Божия и правды его.

Наверно, нет такого дня, такого часа в русской христианской истории, чтоб на нашей земле не жил какой-либо святой, после кончины становившийся ходатаем за нас пред Престолом Вседержителя. Все области нашей необъятной страны, от севера до юга и от запада до востока имели своих подвижников и свои святыни. Наша история — это дивное доказательство Божиего величия и его непрестанного промышления о человеке. А воздействие Церкви и ее святых на ход русской истории столь велико, что невозможно отделить историю русского государства от истории Церкви.

Конечно, за минувшие века совершилось и много зла на нашей земле. «Нет человека, который будет жить и не согрешит». Историю творят люди, поэтому не может не быть зла в истории народа. Никогда не сотрутся в нашей памяти страдания Церкви и православного народа в последние десятилетия. Страдания, равных которым не перенес еще ни один народ в мире. Но Церковь всегда остается непобежденной. Не поколебалось апостольское сословие, когда от него отпал Иуда, не померк ангельский чин с падением денницы, так и страдания Церкви Русской в двадцатом столетии еще больше явили святость Руси и прославили ее на небесах и на земле…

Вот уже 1020 лет Бог открывает Себя всему нашему народу. Открывает через поучительную историю, через развивающуюся науку, да и просто через прекрасный окружающий мир. Для чего Бог открывает нам Себя? Для чего он призвал нас к Себе через равноапостольного князя Владимира? Чтобы мы понимали Его, стремились к Нему и жили с Ним.

«Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежу козни его!» — молился равноапостольный креститель Руси, когда его народ вновь рождался в водах Днепра. Выполнили ли мы завет святого князя, познали ли истинного Бога? Мы оглядываемся вокруг (да и заглядываем внутрь себя) и видим, что человек живет для себя, ничего не отдавая взамен. Бог дает нам силы, свободу, любовь, красоту, покой, а мы платим за это мелочностью, эгоизмом, жаждой наживы и прочим, о чем стыдно даже и подумать.

У человека есть разум, это несомненно. Но вот не на познание Бога направлен он, не на оказание друг другу любви и посильной помощи. К сожалению, отличие многих людей от бессловесных животных только в том, что различные мерзости человек творит гораздо изобретательнее и изощреннее.

Люди приходят в храм не учиться, а учить. Учить христиан (а подчас и Христа) тому, как правильно жить и поступать и в самом храме, и за его пределами. Люди подчас так горды и своевольны, что любое замечание и поправку воспринимают чуть ли не как объявление войны.

Для многих жизнь пуста без курения и пьянства. Такие люди не думают ни о себе, ни об окружающих. К сожалению, скверные слова так сильно вплелись в разговорный лексикон многих людей, что последние не в силах связать нескольких слов без употребления ненормативной лексики.

Люди перестали стесняться загрязнять не просто окружающую среду, а даже места собственного отдыха и досуга. И не замечает человек, что подчас живет практически на свалке, которую создал вокруг себя сам.

Никогда и нигде еще на земле не встречалось такой озабоченности и увлеченности самыми постыдными похотями и инстинктами. Для многих (включая и старых, и юных) это даже повседневное времяпрепровождение. И как итог такой разнузданности — громадное число брошенных либо убитых еще до рождения детей.

А ведь Божий мир прекрасен. Прекрасен и сам человек — Божий образ с прекрасной разумной душой. Даже у наших языческих предков было много хорошего. Они были гостеприимны, честны и отважны. Они чтили своих старших и во всем их слушались. Жены были верными спутницами мужей, часто оставаясь верными и умершим. Все эти качества наши предки сохранили и, восприняв христианскую веру, избавлялись и от своих многочисленных дурных свойств. Так неужели же и мы не последуем столь доброму примеру? Ведь мы христиане! Мы живем в той среде и в том обществе, которое создаем для себя сами. Ведь именно от нас, от нашего стремления, от нашего выбора зависит: будут на земле править зло, мерзость и грязь, либо мы будем руководствоваться в своих поступках добром, красотой, честью и достоинством.

Пока наши сердца бьются, пока ум и чувства способны служить Богу и радоваться Ему, пока мы еще способны вырываться из удушливого плена мирской суеты, будем почаще вспоминать об исключительности каждой отдельной жизни и величии Божией к нам любви. Станем нести этот свет и эту радость людям. Они ведь так в этом нуждаются. А иначе именно к нам будут обращены слова русского писателя: «А вы на земле проживете, Как черви слепые живут: Ни сказок про вас не расскажут, Ни песен про вас не споют».

Не будем же забывать (а если забыли — поспешим вспомнить) о своем великом христианском имени, о своей христианской ответственности и, несомненно, о христианской надежде. Ведь с нами Бог! Что может быть прекраснее этого? «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Очистим наш ум, очистим наши чувства. Ведь чтобы нести свет, нужно иметь его в себе. Просветимся Христовым светом, как просветился им равноапостольный креститель Руси. Бог дал нам все для этого: Свою Церковь с Таинствами, Свое Слово, Свою любовь. Не нужно измышлять чего-то нового. Надо просто придти к Богу и получить от Него те великие дары, которые Он готов отдать каждому, кто приходит к нему с чистым сердцем.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышим голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3:20). Услышим же голос Христов в нашем мире, раскроем сердце для Творца и пойдем за Христом. Другого пути нет!

Следующая статья
Служба священноисповеднику ХХ века
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)