Из жизни Домодедовского благочиния

Предыдущая статья
Вести из благочиний

Тогда в эту затею мало кто верил

Действительно, большинство жителей Домодедовского района просто не верили, что в молодом городе Домодедове, где прежде не было ни одной церкви, можно построить храм. Давайте вспомним, каким было то время — начало и середина 1990-х годов! Советский Союз распался. Дефолт в России так подорвал экономику предприятий, что многие из них находились на грани закрытия, а некоторые закрылись, и люди остались без работы и, как им тогда казалось, без всякой перспективы. Откуда, скажите, брать средства на строительство православного храма? Но вот в минувшем году собор Всех святых, в земле Российской просиявших, города Домодедова отметил свое 10-летие, и в замечательном фотоальбоме, посвященном этому юбилею, мы читаем: «Кажется, что невидимый, невоплощенный, существовавший только в Божественном промышлении, он дожидался своего часа на высоком берегу реки, и нужно было просто повернуть ключ, чтобы город обрел свое сердце… Огромное спасибо всем, кто внес свою лепту в строительство храма!»

Начали «поворачивать ключ» вместе с молодым священником Александром Васильевым — благочинным церквей Домодедовского округа — люди, стремившиеся помочь возрождению страны. Они не побоялись войти в православную общину, которая, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, была зарегистрирована. Правда, около года она существовала лишь на бумаге. А когда удалось подыскать место для будущего храма — красивое место на берегу Рожайки, впадающей в Пахру, члены общины стали проявлять инициативу в поисках денег и стройматериалов для возведения дома Божия. Много было интересных случаев, и о некоторых хочется рассказать особо.

Помогла блаженная Матронушка

По молитвам к блаженной Матроне Московской чиновник высокого ранга — начальник налоговой службы Российской Федерации — принял в середине 1990-х годов молодого священника Александра Васильева и, выслушав его, бегло посмотрев эскизы будущего храма, тут же написал на прошении резолюцию: «Перечислить сто миллионов рублей». Тогда страна пользовалась денежными купюрами, на которых за цифрами «1», «5» стояло по несколько нулей. Но чему равняются те 100 миллионов в переводе на сегодняшние деньги, сказать трудно. Главное сумма оказалась настолько значительной, что ее хватило на фундамент храма в городе Домодедове, получившего по завершении строительства статус собора. Собора, при взгляде на который невольно вспоминаешь Успенские соборы в Кремле и в Пюхтицах, Смоленский — в Новодевичьем монастыре в Москве. Есть в них, построенных в лучших традициях русского зодчества, много схожего.

…А если начать издалека, то надо сказать, что с детских лет бабушка часто возила своего маленького внука Сашу в Москву, на Даниловское кладбище, где покоилась блаженная Матронушка. Позже, став священником, он узнал, что блаженная около года жила в селе Неткино Домодедовского района у рабы Божией Екатерины. Отец Александр познакомился с Екатериной, и та поведала пастырю, как верующие люди шли и шли к чудотворице за утешением и исцелением.

- Блаженная Матрона еще не была прославлена, — стал вспоминать благочинный церквей Домодедовского округа протоиерей Александр Васильев, — но, особо ее почитая, мы отслужили панихиду, и только затем я поехал в Москву, на Неглинную улицу, к начальнику налоговой службы Российской Федерации.

- Почему туда? — поинтересовалась я выбором священника.

Отец Александр засмеялся:

- Потому что все денежки туда стекались. И наша дерзость дошла до того, что мы решили просить аудиенции у всесильного начальника этой службы.

Удачным был поход отца Александра и к директору Домодедовского завода железобетонных изделий Анатолию Егоровичу Кочергину. Целых два часа они проговорили — руководитель предприятия, испытывающего немалые финансовые трудности, и священник, мечтавший построить в городе храм. Результатом их разговора стали «кавказские горы» из фундаментальных блоков, плит перекрытия, которые вскоре появились на месте строительства будущей церкви.

И еще один авторитетный в районе руководитель, чье предприятие также переживало не лучшие времена, пожертвовал то, в чем была острая нужда. Директор огнеупорного завода Василий Михайлович Ходенков прислал большую партию кирпича.

- И Кочергин, и Ходенков оставались коммунистами до последнего вздоха, — задумчиво произнес отец Александр. — Но это были русские люди, настоящие патриоты, которые стремились помочь возрождению России. Они прониклись христианским духом, и под конец жизни у обоих установилась живая связь с храмом. Приходили сюда Анатолий Егорович и Василий Михайлович в дни печали и радости — отпевать родственников, на свой день рождения, день ангела. Мы помним их, молимся об упокоении их душ.

…Как видим, помогла «повернуть ключ», чтобы город обрел свое сердце, и почитаемая нашим народом блаженная Матрона Московская. Южный придел собора освящен в честь нее — теплой заступницы тех, кто молитвенно к ней прибегает. Перед иконой святой стоит ковчежец с частицей ее мощей. Многие из прихожан знают, что блаженная целый год жила на их родной домодедовской земле, и оттого духовная связь с ней становится прочнее, сердечнее.

Противодействие

Помимо финансовых трудностей, возникали и другие серьезные проблемы, которые больно ранили души членов небольшой деятельной общины. Когда на месте закладки будущего собора был установлен деревянный крест, кто-то несколько раз под покровом ночи ломал его. По следам, оставленным на земле, было видно, что совершавшие кощунство люди привязывали крест к машине, которая затем трогалась — крест падал и ломался. Настоятель, члены общины «лечили» его и устанавливали на прежнем месте — высокий шестиметровый крест.

- Для нас он был духовным символом, — заметил отец Александр Васильев.

Еще один печальный эпизод, свидетельствующий, что враг не дремлет, припомнил пастырь. По завершении строительства небольшого храма преподобного Серафима Саровского стали его благоустраивать. Кто-то развешивал иконы, лампадки, кто-то устанавливал подсвечники. На следующее утро должен был приехать епископ (ныне архиепископ) Можайский Григорий, и хотелось достойно встретить владыку.

- Уже перед уходом мы вдруг увидели, что возле арки по свежей краске бритвой вырезано слово «сатана», — сказал отец Александр. — Кто это сделал? Когда? Ведь все были на глазах друг у друга!

И сегодня в этом крае не ослабевает духовное противодействие. Домодедовский район, столь близкий к столице, облюбовали сектанты разного толка. Их лидеры и самые активные адепты идут на всевозможные уловки, чтобы как можно больше зазвать к себе людей. Представители тоталитарных сект весьма активны в попытках помешать деятельности Православной Церкви по просвещению и духовному совершенствованию своей паствы. Но плоды этого просвещения уже созрели, и в Рождественскую ночь на просторах нашей земли звучит ликующее многоголосие «Христос раждается, славите!».

…Кстати, величественный собор в честь Всех святых, в земле Российской воссиявших, был построен очень быстро — за два с половиной года. Его освящение состоялось 20 сентября 1997 года.

- Торжеством Православия мы называем тот день, — сказал настоятель собора протоиерей Александр Васильев. — Я много раз видел, как освящают православные храмы, но то, как здесь это происходило, мне кажется, нигде такого не было. Собор освящал митрополит Ювеналий, ему сослужил архиепископ Григорий. Приехали все благочинные Московской епархии, духовники, члены Епархиального совета, настоятели и настоятельницы подмосковных монастырей. За богослужением пел хор Троицкого собора города Подольска и хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря из Коломны. Это было действительно торжество Православия в двадцать первом веке!

Православная гимназия: вчера и сегодня

А новое здание православной классической гимназии имени преподобного Серафима Саровского было построено рядом с собором за 3 года. Гимназия появилась в городе по благословению митрополита Ювеналия в 2000 году, однако первым ее ученикам довелось заниматься в очень стесненных условиях. Под учебный процесс были приспособлены все помещения, какие только имелись в небольшом крестильном храме имени преподобного Серафима Саровского. Даже комнаты отдыха священников и чердак.

- Некоторые классы были проходными, — теперь уже с улыбкой вспоминает те трудности инспектор гимназии Любовь Сергеевна Иванова. — Иногда кто-то из мальчишек или девчонок опаздывал и, чтобы попасть на урок, пересекал один класс, затем второй. При этом на опоздавшего внимания не обращали. Если ребята занимались математикой, то они и продолжали ею заниматься. Какой бы урок ни шел, никто ни в первом проходном классе, ни во втором не отвлекался от задания. Атмосфера в гимназии была семейной, дружеской. Да и сейчас она такой остается!

Еще одним воспоминанием поделилась Любовь Сергеевна:

- Во время строительства нового здания нашей гимназии мы с ее директором — отцом Александром Васильевым — иногда поднимались по металлическому каркасу будущей лестницы на второй, на третий этаж, и трудно было представить, что в обозримом будущем здесь появятся просторные классы, хорошо оборудованные кабинеты, большой спортзал.

Все это появилось. 1 сентября 2005 года учебный год православной гимназии начался в новом здании, по которому сегодня просто пройти, заглянуть в классы, спортзал, библиотеку — огромное удовольствие! На стенах в коридорах висят портреты Патриархов Русской Православной Церкви, а также замечательные картины домодедовских художников. В предметных кабинетах есть телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры. Вот мы заходим с Любовью Сергеевной в 10-й класс, где обучается 6 человек. А в 5-м классе — 22 ребенка, и туда, по словам инспектора, «выстроилась» очередь. Многие родители хотят, чтобы их дети учились в православной гимназии. Написали заявления, но их чада смогут попасть в гимназию, где сегодня 143 учащихся, лишь в том случае, если кто-то из гимназистов уйдет. Это бывает крайне редко. (Например, родители одной девочки недавно купили дом под Можайском и переехали туда — место освободилось. А такого, чтобы кто-то захотел «сбежать» из православной гимназии в обычную общеобразовательную школу, Л.С.Иванова не припомнит.) Вообще она трудится на ниве педагогики 38-й год. Прежде преподавала в средней школе № 3 города Домодедова, ставшей лицеем. Школа была лучшей в районе. Но с православной гимназией, по словам инспектора, ее не сравнить.

- У нас есть все, только работай. Работать плохо, не в полную силу здесь попросту невозможно! — с убеждением произнесла она. — Мы приходим сюда и чувствуем, что это наш второй дом — очень-очень родной. Дети тоже это чувствуют и занимаются с большим усердием и интересом. А уж когда начинается подготовка к праздничному представлению, тут все находятся в «одной связке»: педагоги, ребята, родители.

Мы приехали накануне подготовки к Рождественскому представлению «Вифлеемская звезда».

- Пять отделений будет, — сообщила Любовь Сергеевна.

- Так много? — поразились мы. — Ребята не устанут?

- Ну что вы! — улыбнулась инспектор гимназии. — Обычно у нас все проходит на одном дыхании. Юные участники счастливы, что выступают на сцене. Не меньше счастливы и их родные, учителя и маленькие прихожане церквей Домодедовского округа, приезжающие к нам в гости. Какая там усталость! Вы бы видели, что начинается после! Родители фотографируют или снимают на видеокамеру своих детей в театральных костюмах на фоне красочных декораций. Ребята просят запечатлеть их на память с другими героями постановки. Шум, беготня, веселье. Словом, это спектакль после спектакля или импровизированное его отделение!

Все это происходит в спортивном зале, где помещается 150 стульев из пластика, купленных специально для мероприятий. Но в зале, по словам Л.С.Ивановой, собирается куда больше зрителей. Многие готовы стоять вдоль стен, только бы увидеть праздничное представление.

Теперь это уже церковная история

До чего удивительно наше время, делающее нас свидетелями и участниками того глубинного мощного процесса, который можно назвать возрождением России! Сейчас протоиерей Александр Васильев, благочинный церквей Домодедовского округа, на праздник Рождества Христова служит в Христорождественском храме города Домодедова, построенном в честь 2000-летия Рождества Спасителя мира. А первое свое богослужение молодой священник совершил как раз в Рождественскую ночь в храме Знамения Божьей Матери села Кузьминское, куда был назначен настоятелем в конце 1989 года. И воспоминание о той службе придает ему силы, потому что оно является ярким свидетельством того, что с Божьей помощью человек может преодолеть любые трудности.

Отец Александр с улыбкой вспоминает, как он, полный надежд, поехал знакомиться с общиной. В душе созрело желание отслужить Литургию на Рождество.

- Не говорите глупостей, — сказала, словно отрезала староста общины — маленькая юркая женщина, которую в исполкоме проинструктировали, что с батюшкой, не знающим жизни, надо разговаривать строго. — Разве вы не видите, в каком состоянии церковь?

Конечно, он видел, что в старинном каменном храме не было окон и куполов, а сквозь проломы в его сводах сыпал густой снег. Падая на кучи мусора, разбросанные в приделах, снег слегка прикрывал «мерзость запустения». Удивительно еще, что уцелела лишь входная дверь, закрывавшаяся на замок…

- Накануне Рождественской службы вы откроете храм, принесете сюда два столика, а остальное я сделаю сам, — сказал настоятель старосте, смотревшей на него с явным неодобрением.

Он привез антиминс, евхаристические сосуды, просфоры, облачение. Вместе с ним в незнакомое село отправились диакон и певчие, с которыми молодой священник накануне договорился. От переживаний у него поднялась температура. И совсем худо стало, когда подъехали к церкви: темно, вокруг — ни души, а на двери висит замок. Староста жила в соседнем поселке — пришлось ехать туда.

- Взяли мы ее под белы рученьки и вместе с ключом привезли к храму, — стал вспоминать отец Александр. — Открыв храм, она побежала оповещать людей, что вскоре начнется Рождественская служба. Тут же из какого-то дома были доставлены два столика. Жертвенник я сделал на широком подоконнике. Помню, первую половину службы люди стояли, совершенно не понимая, что происходит. А вторую — проплакали. Плакали они от радости, что в эту святую ночь слышат рождественские песнопения и возносят соборную молитву Спасителю, чего были лишены многие годы. В полуразрушенной Знаменской церкви, где завывал ветер, я произнес свою первую проповедь. Потом, по приглашению местных жителей, мы собрались в одном из домов за праздничной трапезой. А про температуру я даже забыл. Видимо, на нервной почве она появилась — потом пропала.

Через какое-то время молодой настоятель узнал, что его предшественником здесь был священномученик, протоиерей Александр Парусников, расстрелянный в 1937 году на Бутовском полигоне. Старожилы вспоминали батюшку с большой теплотой. Говорили, что когда наступили страшные времена и верующие перестали ходить в церковь (даже диакон оставил его, 0), отец Александр все равно продолжал совершать Литургии. До самого ареста он истово служил в совершенно пустом храме…

От его многодетной семьи остались лишь две дочери, жившие в Кузьминском. Эти уже немолодые женщины стали помогать новому настоятелю в возрождении храма. Одна из них передала отцовский крест, с которым тот совершал молебны, требы, водосвятия. И когда на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Александр Парусников был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ века, когда была написана икона новомученика, отец Александр Васильев приложил к ней этот крест как святыню.

Да, удивительно наше время! Удивительное оно и благодатное. Мог ли молодой священник, совершая богослужение в святую Рождественскую ночь в полуразрушенной сельской церкви, даже помыслить, что через каких-то 7 лет он со своими помощниками, жертвователями возведет в молодом городе храм, который получит статус собора? И который в день десятилетнего юбилея митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назовет поистине народным храмом, выстроенным на средства, собранные всем миром. «В этой соборной жертве, — скажет Владыка, — не различался и не разделялся священник и большой руководитель, правитель и рядовой верующий. Большие и малые жертвы зажгли этот светильник».

Сегодня этот светильник горит ярко, являясь для домодедовцев образом Божественной славы.

Н.Ставицкая

Следующая статья
Отвечаем на письма читателей
© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)