Назначения в женских монастырях Московской епархии

27 декабря определением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 113) приняты следующие решения:

  1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности;
  2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;
  3. На должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности;
  4. На должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности.

28 декабря в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в присутствии архиепископа Можайского Григория, епископа Серпуховского Романа, новоназначенных настоятельниц обителей и насельниц Новодевичьего монастыря сообщил об изменениях. Секретарь Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба огласил определение Священного Синода. Затем митрополит Ювеналий возвел в сан игумении монахиню Маргариту (Феоктистову) и возложил наперсный крест на монахиню Марию (Макарову). Настоятельницам были вручены соответствующие указы и удостоверения.

После этого Его Высокопреосвященство произнес слово назидания:

«Возлюбленные о Господе! Мы с вами живем в такой ответственный период времени, когда Господом возлагаются на нас послушания, каких, может быть, не было в истории Русской Православной Церкви. После тех страшных гонений, которые Церковь испытала в ХХ веке, когда были закрыты монастыри, а многие-многие их насельники и насельницы приняли мученическую кончину, сейчас мы возрождаем монашескую жизнь и восстанавливаем оскверненные и порушенные святыни. Мы по наставлениям наших подвижников и подвижниц воссоздаем то, что утрачено и физически уничтожено. Каждый из нас на своем личном опыте познал, как это нелегко. Но в то же время Господь не посылает человеку креста, который он не в силах понести. И с любовью к Господу мы несем архипастырское и пастырское послушания и монашеский подвиг.

Почему я сказал в отношении наших трудов, что происходит небывалое в истории? Потому что трудно совместить и монашеское делание, которое предусматривает уединение, и миссию просвещения в нашем обществе, которое душой тянется к Церкви, но, может быть, не знает, как и шага шагнуть в Церкви. Поэтому многие дарования нужны каждому из нас, чтобы полностью, без остатка, посвятить себя служению Богу.

То, что вы слышали сегодня из решения Священного Синода, не объясняется недостатками или промахами в управлении обителями. Жизнь так стремительно развивается, что мы должны находить пути более динамичного решения тех вопросов, которые стоят перед каждым из нас, но в то же время мы должны учитывать внутреннее состояние и способности каждого человека, чтобы крест, который дается каждому, был посилен. Это — единственная причина, которая подвигла меня просить Святейшего Патриарха и Священный Синод произвести эти изменения.

Я помню, с каким дерзновением, надеждой, но и опасением начинала свои труды 80-летняя старица, которая не прошла искус монашеской жизни, в качестве игумении возобновленного Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Матушка Серафима (Черная) за пять лет, конечно, сотворила чудо, ревностно изо дня в день, до последнего издыхания неся свой игуменский крест. Без всяких бытовых условий первые насельницы проходили здесь послушание. Они старались показать пример монашеского послушания, смирения и терпения и не посрамили моего упования. Я должен был заботиться о том, чтобы во всех монастырях, находящихся в моем ведении, теплилась молитва и возрождалась монашеская жизнь, а вместе с тем восстанавливались и церковные здания. После кончины игумении Серафимы я должен был подыскать достойную замену.

Тогда я видел, как в Спасо-Бородинском монастыре матушка Серафима успешно несет свое игуменское послушание. Буквально от ее сердца я оторвал этот монастырь, призвав на служение в Новодевичью обитель. Матушка Серафима тогда, конечно, без желания сюда переходила, но полностью приняла как волю Божию решение Святейшего Патриарха и Священного Синода. И все эти годы она усердно несла послушание, заботясь и о монашеском возрождении, и о благоукрашении этого храма, где мы осуществляем с утра до вечера молитвенный подвиг. И сегодня я хотел бы выразить Вам, дорогая матушка Серафима, личную благодарность за Ваше послушание и за те годы, в которые Вы осуществляли здесь управление этой святой обителью.

Возвращая Вас в Спасо-Бородинский монастырь, я знаю, что Вам очень много предстоит трудов. Во-первых, там стесненные условия, может быть, они немного стали лучше после того, как Вы оттуда уехали. Там нет таких прекрасных бытовых условий, которые созданы здесь, в этой святой обители. Но я думаю, что там появились возможности для строительства нового дома для сестер. Сейчас Правительство России благоприятно относится к возвращению Церкви святых обителей, храмов, земли — всего, что принадлежало монастырям. Впереди вас ждет дальнейший созидательный подвиг, какой осуществляют все наши настоятели и настоятельницы монастырей.

В благословение Вам, дорогая матушка Серафима, я хочу вручить образ Рождества Христова, потому что мы встречаемся в период Рождественского поста и в преддверии Рождества Христова. Пусть Господь, принесший мир на землю, даст мир Вашей душе, благословение, силу и любовь! С этими мыслями направляйте же свои стопы любимую Вами обитель и продолжайте там свое монашеское делание.

Я представляю, что для матушки Маргариты не так легко сегодня вступать в управление этой обители по двум причинам. Во-первых, я думаю, в ее сердце тревога о судьбе Казанской обители, где она первая начала при возобновлении монашеской жизни устройство этого монастыря. С другой стороны, она знает, какие труды ее ожидают. Но, с помощью Божией, дорогая матушка Маргарита, я думаю, Господь управит Ваше служение, и так, как Вы показали себя при возрождении Казанской обители, Вы продолжите здесь те ревностные труды, которые совершали и блаженнопочившая игумения Серафима, и матушка игумения Серафима, которая сегодня передает Вам управление этой обителью.

Конечно, по-человечески очень трудно бывает расставаться, привыкать к переменам. Но я хочу одно только сказать: мы составляем единое братство и сестричество нашей епархии, и, вне зависимости от того, в каком месте это послушание проходит, мы связаны святым послушанием и монашеским деланием. И каждый не по своему характеру, не по своим обычаям управляет обителью, а по уставу, по сложившимся традициям и с благословения Правящего архиерея. Поэтому я хотел бы сказать сестрам, что ничего не изменилось и не изменится в обители с заменой настоятельницы. Каждая остается при своих послушаниях. По-человечески, конечно, наши взаимоотношения будут сохраняться, и мы будем общаться в молитве. У нас есть обычай паломничества, есть обычай на праздник ездить друг к другу, все это будет продолжаться.

Я очень надеюсь, дорогая матушка игумения Маргарита, что то положение, которое обязывает в этом святом месте заниматься и восстановительной, и социальной, и просветительской деятельностью, поможет возрождать то, что было до закрытия монастыря. Вы должны будете учесть и новые возможности, которые открывает перед нами Господь.

Я думаю, что мы нуждаемся в увеличении насельниц в этой обители, потому что сестры, хотя и безропотно, и с большим усердием несут послушания, что я всегда отмечаю, но думаю, что надо порой давать и послабления, и отдых. У вас есть прекрасное подворье, где можно время от времени пребывать, когда утомляются душа и тело, и здесь, конечно, можно будет ослаблять послушание, когда монастырь увеличится числом насельниц. Я думаю, что сюда нужно принимать деятельных сестер, которые будут не только совершать молитвенное правило и богослужение, но и участвовать в реставрационных работах, и, особенно, в просвещении тех, кто приходит сюда и как турист, и как паломник, и как человек ищущий Бога.

Когда назначают людей, говорят об ответственности, о больших задачах, а человек, который принимает эти послушания, напоминает о своем недостоинстве и о своем убожестве. То, что Вы, дорогая матушка Маргарита, прошли путь созидания Казанской обители, свидетельствует о том, что Вы перенесете наработанный опыт и на этот монастырь. И если Вы там с любовью относились к каждой сестре, то и здесь то же самое мы ожидаем от Вас, потому что в любой обители настоятельница и насельницы живут по принципу семьи, и настоятельница для сестер является матерью.

Сегодня одна из юных монахинь принимает на себя подвиг управления Казанского монастыря. Монастырь этот отдален от центра, от города Москвы, находится в сельской тиши, но там непочатый край трудов, потому что только часть колокольни и маленький новый корпус занимают монахини, остальная территория занята психоневрологическим интернатом, где проходят лечение больные люди. Думаю, что в скором времени состоится полная передача этого монастыря, и там предстоят большие труды по восстановлению обители. Сейчас налажены взаимоотношения монастыря с администрацией больницы, предусматривающие духовное окормление пациентов, это непомерный труд и подвиг.

Я также надеюсь, что увеличится число насельниц в Казанском монастыре, что Вы продолжите те героические труды, которые несла матушка Маргарита с первого дня возобновления там монашеской жизни. Я думаю, что все мы будем стараться помогать Вам, молиться о Вас, заботиться о возрождении обители, а Вы в своих трудах не унывайте. Не унывайте при неудачах, потому что не все от нас зависит. Порой Господь нам посылает испытания, а потом, когда мы разрешаем какие-то проблемы, исполняет неописуемой радостью наши сердца, и мы видим, что Господь и Царица Небесная никогда нас не оставляют!»

Владыка митрополит преподнес также в благословение и игумении Маргарите, и монахине Марии иконы Рождества Христова с молитвенными благопожеланиями.

Биография игумении Маргариты (Феоктистовой, 0),
настоятельницы Богородице-Смоленского
Новодевичьего монастыря

Монахиня Маргарита (Феоктистова Елена Юрьевна) родилась в 1963 г. в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. Отец — Феоктистов Юрий Федорович 1939 г.р., мать — Феоктистова Лидия Георгиевна 1939 г.р.

С 1971 по 1981 гг. обучалась в средней общеобразовательной школе № 10 города Егорьевска. В 1982 г. вышла замуж за Кокенова Бориса Ивановича 1956 г.р. В 1996 г. разведена. Имеет двоих детей: сын — Феоктистов Сергей Борисович 1983 г.р., дочь — Кокенова Виктория Борисовна 1989 г.р.

В 1981 г. поступила, а в 1987 г. окончила санитарно-гигиенический факультет I-го Московского медицинского института им. И.М.Сеченова.

После окончания I ММИ им. И.М.Сеченова с 1987 по 1992 гг. работала в лаборатории легионеллеза НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи Министерства здравоохранения СССР в Москве.

С 1994 по 1995 гг. работала заведующей клинико-диагностической лабораторией комплекса детства и родовспоможения Егорьевского районного территориально-медицинского объединения.

С 1995 по 1997 гг. — врач лаборатории экспресс-диагностики НИИ урологии в Москве.

С 1997 по 1999 гг. — врач лаборатории клинической иммунологии, лаборатории ксенотрансплантации, СПИД-лаборатории в НИИ трансплантологии и искусственных органов в Москве.

С 1999 по 2004 гг. — врач вирусодиагностической лаборатории Медицинского центра Управления делами Президента РФ в Москве.

С 2002 г. являлась председателем приходского совета Казанского храма села Колычево Егорьевского района Московской области.

27 августа 2003 г. в Троицком храме города Егорьевска Московской области пострижена в рясофор с наречением имени Елена, в честь преподобной Елены Московской (Девочкиной). По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия постриг совершал благочинный церквей Егорьевского округа иеромонах Никодим (Лунев).

13 сентября 2005 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия пострижена в мантию иеромонахом Никодимом (Луневым, 0), благочинным церквей Егорьевского округа с именем Маргарита в честь великомученицы Маргариты Антиохийской.

6 октября 2005 г. определением Священного Синода приход Казанского храма села Колычева преобразован в Казанский монастырь, монахиня Маргарита (Феоктистова) назначена настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. 12 декабря 2007 г. удостоена губернаторского знака «Благодарю».

Биография монахини Марии (Макаровой, 0),
настоятельницы Казанского женского монастыря

Монахиня Мария (Макарова Вероника Сергеевна) родилась 16 декабря 1980 г. в городе Егорьевске Московской области. Мать — Макарова Любовь Николаевна, 1953 г.р., отец — Макаров Сергей Михайлович 1951 г.р., врач. В 1996 г. окончила среднюю школу города Егорьевска. В период учебы в средней школе обучалась также в Детской школе искусств на музыкальном отделении по классу фортепиано. В 1996 г. поступила в Московский областной музыкально-педагогический колледж, который окончила в 2000 г. по специальности «учитель музыки». В 2000 г. пришла в Троицкий храм города Егорьевска певчей, а с 2003 г., помимо пения на клиросе, несла послушание в просфорне.

В 2001 г. поступила на заочное отделение Московского государственного открытого педагогического университета имени М.Шолохова (факультет педагогики и психологии, 0), который окончила в 2006 г. В 2005 г. поступила в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет на миссионерский факультет заочного сектора. Замужем не была.

В период осенних и весенних месяцев 2001—2002 гг. трудилась в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре. В 2005 г. в течение трех месяцев несла послушание певчей в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в Горненском монастыре.

15 февраля 2006 г. приняла иноческий постриг с наречением имени Вера. Совершил постриг благочинный церквей Егорьевского округа иеромонах Никодим (Лунев).

18 декабря 2007 г. принята в число сестер Казанского женского монастыря села Колычева Егорьевского района Московской области.

19 декабря 2007 г. приняла монашеский постриг с наречением имени Мария, в честь святой преподобномученицы Марии (Мамонтовой-Шашиной) (память 19 сентября / 2 октября). Совершил постриг благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев).

Следующая статья
Хроника церковных событий
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)