Праздник в Колоцком монастыре

22 июля множество людей из разных концов России, Московской области и даже стран СНГ приехали поклониться святому образу Колочской иконы Божией Матери. Праздничное богослужение по благословению митрополита Ювеналия возглавил благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховский Роман.

В 1413 году, в местечке Колоче произошло важное событие, отмеченное в некоторых летописях XV–XVII веков. «От Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Димитриевича (сына св. Димитрия Донского)… явися знамение в Колочи». Один бедный поселянин Лука «на некоем древе в некоем месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держащу на руку Младенец Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы Чудотворца, а з другую Илии Пророка». Лука с благоговением взял икону и принес в дом свой. В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в доме Луки. «Он приложил чело и очи и устне ко святей иконе Божия Матери и в той час воста весь здрав, яко ж никогда же болев». Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные, и они исцелялись. Лука пошел с иконою в Можайск. К нему навстречу крестным ходом вышел князь Андрей Димитриевич с духовенством и боярами и весь град от великих и до малых. При этом совершились многие знамения и чудеса от иконы Божией Матери.

Явление Колочской иконы Божией Матери и связанная с ней судьба Луки были отмечены не только в летописях, но и в «Повести о Луке Колочском». Для русского православного общества событие имело великий смысл, поскольку чудотворная Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей в то время начало своего возвышения. В одной из грамот 1547 года говорится, что на соборе, который был созван при митрополите Макарии, было утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери. Согласно Степенной книге царского родословия в монастыре издревле был установлен обычай празднования Колочской иконе Божией Матери 9/22 июля.

Устное предание говорит, что на месте явления чудотворного образа забил целебный источник, к нему каждый раз в день праздника совершался крестный ход. Эта традиция сохраняется и поныне.

Этот праздник для обители стал особенным. Впервые после закрытия монастыря в 1917 году богослужение было совершено в центральном приделе Успенского собора. Всего за две недели сделали жертвенник, иконостас (пока временный), сшили облачения в алтарь, повесили паникадило и светильники. Четыре большие иконы, написанные ранее и подаренные обители иконописцем М.Сметаниной, стали украшением иконостаса. Многочисленные паломники, приехавшие в эти дни в обитель, кто чем мог, помогали в подготовке к празднику.

На праздничном богослужении пел сводный хор Колоцкого и Спасо-Бородинского монастырей. Храм украшало множество цветов, которые все несли и несли Царице Небесной люди.

После праздничного богослужения состоялся традиционный крестный ход к источнику, где был отслужен молебен Божией Матери. На празднике присутствовали многочисленные гости, в числе которых заслуженная артистка России Марина Шутова, художник-иконописец Марина Сметанина, представители Бородинского музея.

Для всех паломников и гостей обители была предложена трапеза, во время которой был дан небольшой концерт. Марина Шутова порадовала всех своим пением, а самые маленькие паломники обители исполнили несколько классических произведений на гуслях.

Следующая статья
Храм, возрожденный из небытия
© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)