Святители Василий Великий Григорий Богослов и Иоанн Златоуст о пастырском служении

Ваше Высокопреосвященство и преосвященства, отцы, братия и сестры!

Сегодня мы празднуем память трех Вселенских учителей и святителей Православной Церкви, день престольного праздника Коломенской православной духовной семинарии.

В этот знаменательный день пред лицом многоуважаемых гостей, учащих и учащихся нашей духовной школы особое внимание хотелось уделить тому духовному наследию, которое, как бесценное сокровище оставили нам святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Каждый из этих светильников Православия прошел свой особый тернистый путь, каждодневно самоотверженно совершая свое пастырское служение, по слову Самого Христа, «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11).

Если в историческом контексте рассматривать строгие требования и наставления, обращенные к пастырям, то многое проясняется для нас. Так, будучи апологетом православия, святитель Василий, составил обширные правила, часть которых непосредственно касается служения и жизни священнослужителя. Из строгости этих правил явствует, какое большое значение святитель предавал выбору достойнейших кандидатов, желающих по призванию послужить Церкви Христовой, и готовых даже ценой своей свободы, отстаивать и защищать веру православную от еретиков и лжеучителей.

Главную миссию пастыря святитель Василий видел в том, что: «Предстоятель слова должен быть для других образцом всего доброго, сам прежде исполняя, чему учит»1. Будучи сам ревностным архипастырем и талантливым администратором, святитель Василий Великий, продолжает: «Что каждый священник как отец и воспитатель собственных чад, с великой горячностью и любовью о Христе должен быть готов передать им не только благовестие Божие, но и душу свою»2.

Особым почитанием прославлен один из самых известных отцов Церкви — святитель Иоанн Златоуст. Он заслужил его еще при своей земной жизни необыкновенными человеческими качествами и, поистине, подвижнической жизнью, своими «золотыми» словами, обращенными к самому сердцу человека. Ведь не случайно благодарные потомки именно его назвали совестью Церкви. В его творениях систематическое развитие учения о пастырском служении достигло своей вершины.

В своих знаменитых шести словах о священстве он говорит нам о высоте и ответственности служения священника. Именно это осознание послужило поводом к написанию этих слов, в которых, обращаясь к своему другу Василию, по великому смирению, он говорит о своем недостоинстве принятия священного сана. Он говорит, что «священство есть достоинство великое, обязанность трудная, не для всякого доступная, и руководствует к неукоризненному исправлению этой обязанности»3.

Златоуст говоря нам о высоком идеале православного пастыря свидетельствует, что «священнослужение совершается на земле по чиноположению небесному; и весьма справедливо потому, что ни человек, ни ангел, ни архангел, ни другая какая-либо сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил это чинопоследование»4.

В своей жизни святитель явился учителем нравственности, поэтому, читая его творения, мы можем видеть, что в священнике Златоуст видит, прежде всего, учителя, наставника, проповедника, пастыря душ. Служение пастыря Иоанн Златоуст ставит выше монашеского делания, так как в пастырском служении, по его мнению, больше любви, чем в монашеском уединении. Сам святитель благоговел и имел необычайный трепет перед святым служением. Он говорил: «Принимающему на себя сан служителя Божия, нужно иметь высокое благоразумие и еще прежде благоразумия, великую благодать Божию, правоту нравов, чистоту жизни и добродетель более, нежели человеческую»5.

Святитель Григорий Богослов, защитник Никейского символа веры и председатель Второго Вселенского собора, был необычайно талантливым и образованным человеком. Он всю свою жизнь стремился к уединению и созерцательной молитве, но волей Божией был поставлен на высоком свещнике служения Церкви в сане архиепископа Константинопольского. По поставлении на его плечи легло тяжелое бремя, т. к. почти все храмы столицы, включая святую Софию, принадлежали арианам, от которых ему приходилось терпеть очень много оскорблений и нападок. После обвинений, выдвинутых против него, его же собратьями в Константинополе, Григорий вернулся в родной Назианз.

Говоря о важности пастырского служения в Церкви Христовой, святитель Григорий Богослов советует принимать этот высокий сан лицам испытанным и подготовленным. Он требует от кандидата во священство предварительного приготовления души, испытания ее со всех сторон нравственного совершенства. При подготовке к этому великому служению, по мысли Григория Богослова, «необходимо прежде самим очиститься, потом просвещать, приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других, освятиться, потом освящать»6.

А тем, кто ищет сан священства, не искоренив в своей душе пороков, святитель советует «учиться умерять гнев, обуздывать язык, уцеломудрить око, укрощать чрево и попирать земную славу… Вести такую любомудрую жизнь лучше, нежели принять на себя власть, и управление душами, и, когда еще сам не научился быть хорошим пасомым, не очистил, как должно душу свою, обязаться должностью, править паствой»7.

Большое значение Григорий Богослов отдает делу обучения пастыря. Он считает, что помимо необходимой духовности, пастырь должен иметь достаточное умственное развитие и теоретическое приготовление. Он говорит: «Не знающему ни того, что должен говорить, ни того, что должен делать — лучше учиться нежели, не зная, учить… А поэтому брать на себя труд учить других, пока сам еще не научился достаточно… над душами других упражняться в благочестии, по моему мнению, свойственно только людям крайне неразумным и дерзким — неблагоразумным, если они не чувствуют своего невежества; дерзким, если сознавая это, отваживаются на дело»8.

В своих словах святитель Григорий указывает кандидатам во священство, какие они прежде должны изучать науки, чтобы стать достойными учителями народа Божия. Он советует, прежде всего, знать Священное Писание, так как, по его мнению, чтение Писания «очищает душу и тело, делает человека угодным для Бога храмом». По мысли святителя Григория, для пастыря мало изучать Писание: ему еще необходимо знать и светские науки.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что помимо основательных знаний, священнику для успешного выполнения своего долга необходимо иметь любовь, как к Богу, так и к ближним. Иоанн Златоуст говорит: «Что способность к такой любви, как особый дар, дается в хиротонии, однако усвоение и поддержание его в себе зависит от стремлений человеческого духа»9. По его мысли, любящий Бога пастырь, будет всеми силами стремиться искоренить грех, как из своей души, так и из душ пасомых. «Нет ни одного греха, которого бы подобно огню не истребила сила любви»10.

По мысли святителя Иоанна Златоуста, любовь к ближним «делает душу пастыря пространнее неба»11. О том, как каждому пастырю необходимо заниматься душепопечением, мы можем увидеть в слове Златоуста, который говорит: «Если бы можно было исторгнуть и показать мое сердце, то вы увидели бы, как не тесно помещаетесь в нем все вы»12.

Святитель Василий Великий также явил высокий образец подражания для своих современников и будущих поколений монашествующих и пастырей. Будучи великим молитвенником и аскетом он заботился об исправлении недостатков клира, об истовом совершении богослужения, о социальном служении (он открывал убежища для странников, больных и престарелых, т.н. василиады).

Говоря о высоте пастырского служения, святые отцы указывают на великую ответственность священника, небрегущего о своем звании. «Принадлежащий к священной степени, — говорит святой Василий Великий, — обязан служить для других как бы правилом и образцом, и если пренебрег малым чем из написанного или сделал что запрещенное, или не выполнил предписанного, или вообще умолчал о чем подобном, то это одно подлежит такому суду, что, как оказано, кровь согрешающего от руки его взыщется (Иезек. 3:18)»13. «Иерей, впадающий в одинаковые грехи с подчиненными себе, не одинаковому с ними подвергнется наказанию, но гораздо тягчайшему»14, — говорит Иоанн Златоуст.

Столь ответственно и трудно пастырское служение, что св. Иоанн Златоуст в беседах на книгу Деяний Апостольских прямо выражается так: «Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся: напротив — гораздо более погибающих и именно потому, что это дело требует великой души»15.

Но при всех опасностях, которые могут подстерегать пастыря на его пути, святитель Василий Великий советует следующее: «Пастырь должен быть мягкосердечным, великодушно переносить, если кто по неопытности не выполнит какой-либо своей обязанности; не потакать грехам, но с кротостью терпеть непослушных и со всем мягкосердечием и с умеренностью давать им лекарства. Он должен быть способным изобрести способ врачевания собственной немощи. Нужно не с высокомерием делать выговор, но с кротостью увещевая и наказывая (2 Тим. 2:25). Быть рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в будущих, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи бессильных, быть в состоянии все делать и говорить к усовершенствованию живущих с ним»16.

Подводя некоторые итоги рассуждениям святителей о пастырском служении, мы можем отметить следующее: святители говорят о высоте пастырского служения, с которым не может быть поставлено рядом ни одно другое дело человеческое на земле. Соответственно, пастырь должен быть чист душою, владеть словом и знать христианское вероучение. Святые отцы также отмечают, что служение священника многогранно. Целый ряд образов используют святители для раскрытия различных граней этого служения.

Жизненный путь и служение трех святителей является примером для подражания. Они жили и трудились в ту эпоху, когда православие притеснялось со стороны еретиков-ариан, которые занимали нередко первые посты в государстве и церкви. Каждый из отцов отстаивал православную позицию Церкви. В то тяжелое для Церкви время, когда служение Христу было тождественно исповедничеству, святители, обращаясь к своей пастве и будущим пастырям, вкладывали в эти слова всю свою боль и волнение за судьбы Церкви и ее чад. Благодаря своей проницательности и актуальности, эти слова вошли как бесценное достояние в духовную сокровищницу святоотеческого наследия.

иеромон. Серафим (Голованов)

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. В двух томах. — Москва, изд-во «Сибирская благозвонница»,2008

  2. Святитель Григорий Богослов. Творения. В двух томах. — Москва, изд-во «Сибирская благозвонница», 2007

  3. Святитель Иоанн Златоуст. О священстве. Собр. соч. в 12 т. — СПб, изд-во СПбДА, 1898 г., репринт.

  4. Крестный путь Иоанна Златоуста. Москва, изд-во «Адрес-Пресс», 2001

1Святитель Василий Великий. Правило 72, гл. 10, с.91

2Там же.

3Свт. Иоанн Златоуст. О священстве. Т. 1, кн. 2. С.60–61.

4Там же.

5Там же.

6Там же.

7Там же. С. 64.

8Григорий Богослов. Творения, слово 3-е. С. 29.

9Иоанн Златоуст. Т. II, С.208

10Там же. Беседа 4-я на 1 послание к Солуняном С.225

11Там же. Беседа 44 на книгу Деяний. С.259

12Там же.

13Василий Великий. О подвижничестве. Правила кратко изложенные в вопросах и ответах. С. 224

14Иоанн Златоуст, Творения. Т. VII. Беседы на Евангелие от Матфея.

15Иоанн Златоуст, Творения. Т. IX, C. 38

16Василий Великий. О подвижничестве. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. С. 77

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)