Главная/Официальные документы/Прочие документы/2007/Ноябрь/30/

Выступление
митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
на пленарном заседании
V Московских областных Рождественских образовательных чтений
30 ноября 2007 года в Серебряных Прудах

Дорогая Лидия Николаевна, уважаемый Александр Константинович,
братья сопастыри, досточтимые участники нашей встречи!

В этом году было решено, что после открытия Пятых Московских областных Рождественских образовательных чтений чтений, еще в пяти городах Подмосковья пройдут пленарные заседания. Их целью является консолидация совместных усилий соседствующих друг с другом муниципальных образований и церковных округов. Сегодня я рад приветствовать вас на последнем из таких пленарных заседаний.

Пять лет назад, приступая к организации Рождественских чтений в Московской области, мы ставили задачу совместного формирования нового единого культурно-образовательного пространства, в которое будет вовлечено как можно больше жителей региона. И сегодня мы видим, что первая пятилетка принесла свои плоды. Наши чтения стали регулярным общественным форумом, на котором заинтересованные представители педагогической общественности и духовенства обсуждают актуальные проблемы просвещения и делятся своими творческими достижениями.

Для меня большая радость сегодня приехать в Серебряные Пруды. Этот город объединил ныне для обсуждения проблем духовно-нравственного образования и просвещения представителей Коломны, Зарайска, Каширы, Ступина, Озер, Луховиц и Егорьевска. Большинство названных мной городов имеют богатую историю. Они знамениты своими монастырями и храмами, могут многое рассказать о прошлом нашего Отечества.

Если мысленно обратиться вглубь веков, то можно увидеть, что Церковь и школа всегда были на Руси соработниками в равной степени и в деле просвещения, и в деле воспитания. В прошлом столетии эта традиция была трагически прервана. Прекращение господства безбожия сняло искусственные препоны на пути возвращения общества к своему наследию.

Говоря о прошедшем десятилетии, можно сказать, что путь возобновления сотрудничества между Церковью и сферой образования был постепенным и естественным. Все начиналось с того, что, не навязывая никому своих взглядов, православное духовенство приступило к возрождению просветительской деятельности в монастырях и на приходах в рамках воскресных школ, разного рода курсов и кружков. Этот процесс происходил на фоне двух тенденций. С одной стороны, наш народ получил возможность возвращаться к вере отцов, воцерковляться и постигать истины Православия. С другой стороны, в обществе в целом наблюдались явления, связанные с формированием идейного кризиса, или как еще принято говорить вакуума, резким падением нравственности, ростом различных негативных тенденций в социальном развитии. С течением времени все более очевидной становилась полярная противоположность этих двух течений в жизни людей. И многие стали задумываться о том, как при содействии Церкви искать выход из сложившегося положения.

Русская Православная Церковь в конце прошлого века буквально восставала из руин. Вы прекрасно знаете об этом на примере своих городов, где в тяжелейших условиях приходилось восстанавливать порушенные святыни. И тем не менее, наша Церковь, всегда имевшая молитвенное попечение о настоящем и будущем народа и Отечества, возвысила голос в защиту высоких духовных и нравственных ценностей, начала возрождать традиционно присущую ей просветительскую деятельность. Немаловажную роль в этом сыграли Международные Рождественские образовательные чтения, которые в начале следующего года пройдут в Москве в 16-й раз. Инициатива была подхвачена и нами в Московской епархии. И вот на днях уже открылись Пятые Подмосковные образовательные чтения.

Мы рады тому, что начиная с 2001 года активно сотрудничаем с Министерством образования Московской области. Благодаря заинтересованной и в высшей степени активной позиции нашего дорогого министра Лидии Николаевны Антоновой, деятельному участию ее помощников в министерстве, а также многих руководителей муниципальных органов управления образованием, церковно-школьное взаимодействие в Подмосковье достигло высокого уровня развития и обладает столь оригинальным опытом, что может служить образцом для других регионов России.

Обобщая достигнутое, скажу кратко, что у нас есть специальный орган для проработки новых решений и воплощения задуманных планов — Координационный совет. В области идет подготовка кадров для преподавания «Основ Православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья». Эти предметы, один как факультатив, другой как элемент регионального компонента, уже получили достаточно широкое распространение. Сформировался календарь совместных мероприятий, охватывающих практически весь год.

Оценивая совместные инициативы нашей епархии и Министерства образования Подмосковье, можно с уверенностью сказать, что они находят положительный отклик как у преподавателей, так и у детей и их родителей.

Мы уже располагаем и методологией, и практическим опытом сотрудничества. И встает вопрос: каковы же наши задачи в будущем, чего еще желать?

Наверное, прежде всего, нужно стремиться к совершенствованию той работы, которую мы делаем. Ведь наша задача состоит в том, чтобы помочь людям и расширить свой культурный кругозор, и приобрести дополнительные знания, и приобщиться к православной духовной традиции. Все это не происходит мгновенно, а может стать результатом достижения многоразличных целей. Значит, работа должна вестись систематически и постоянно. А это требует от участников церковно-школьного сотрудничества, то есть от педагогов и священнослужителей, постоянного личного самосовершенствования, повышения квалификации и творческого поиска.

Последние годы в жизни Московской епархии показывают нам, что духовно-просветительская деятельность может иметь самые различные формы. В идеале она должна представлять собой такой комплекс, который охватывает и учебный процесс, и отдых детей во всех его видах (культурный, спортивный, социально-благотворительная работа). Мы убедились в этом на примере участия детей и молодежи как в православных летних лагерях, организация которых значительно расширилась, так и в ежегодной социальной акции заботы о сиротах «Согреем детские сердца». Таким образом, мы получаем возможность всесторонне воздействовать на формирование личности ребенка. Многие педагоги и священнослужители творчески работают в этом направлении.

Будем откровенны. Сегодня во весь рост стоит проблема спасения молодых людей. Говоря о спасении, я имею в виду и высокий богословский смысл этого понятия, и социально-практический. Те факторы, которые образно называют влиянием улицы и телевизора, — это серьезные противники, которые сразу не сдают свои позиции. Они предлагают юношеству фальшивые жизненные ценности, препятствуют нравственному укреплению человека, засоряют его сознание фетишизированными образами богатства и социального престижа. После такой пропаганды для многих столкновение с действительностью жизни становится непереносимой трагедией, побуждающей либо от безысходности обратиться к алкоголю и наркотикам, либо, отбросив всякие понятия о совести и чести, бороться за место под солнцем. К сожалению, как правило, в таких обстоятельствах не может быть и речи ни об общественной ответственности индивида, ни о нормальной семейной жизни, ни о личном счастье.

При работе с детьми и молодежью нам приходится учитывать и все сложности, связанные с современным состоянием такого социального института как семья. Наша просветительская и воспитательная деятельность будет результативной, если будет распространяться не только на детей, но и на их родителей. Кое-что в этом направлении уже делается, но хочется большего.

Благодарю за гостеприимный прием главу Серебрянопрудского района Александра Константиновича Таскина, а также всех организаторов сегодняшней встречи.

Хочу от всего сердца пожелать участникам наших Рождественских чтений успехов в работе, новых творческих находок и свершений на благо людей Подмосковья.

Да благословит вас Господь!


+



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.